Названия ко дню космонавтики. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный "дню космонавтики". "На звездных и земных орбитах"

Воспитательное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, на тему

«Мы и космос: первые шаги во Вселенную»

Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики. Ориентировано на учащихся 5 – 6 классов. Целью мероприятия является создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство. Формой проведения выбрана интеллектуальная игра. Игровая форма проведения учитывает возрастные особенности детей, способствует формированию активной позиции, умений учащихся работать в команде.

В интеллектуальной игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой, которые совершают путешествие по 9 станциям. На каждой станции команды выполняют определенные задания из разных областей знаний. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип той или иной команды. Побеждает команда, закрывшая своим логотипом наибольшее количество игровых полей.

Материал, представленный в красочной форме, стимулирует расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса, познавательную активность. Данное внеклассное мероприятие воспитывает такие моральные качества как гордость за страну, патриотизм.

Использование презентации необходимо для визуализации материала, большего проникновения в тему, способствует повышению интереса и внимания учащихся.

Целевая аудитория : 5 – 6 класс

Форма проведения : интеллектуальная игра

Цель мероприятия:

создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.

Задачи:

    стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;

    развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;

    научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

    формировать качества активного гражданина.

Планируемые результаты:

    личностные

    развивать самостоятельность в поиске решения различных задач;

    воспитывать уважительное отношение к работе – как своей, так и других людей.

    познавательные УУД

    иметь первоначальные знания о строение космоса;

    уз нать о освоении космоса;

    делать выводы, быстро давать ответ на вопрос.

    регулятивные УУД

    определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;

    работать по предложенному плану;

    учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    коммуникативные УУД

    высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;

    слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;

    договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома», мелодия А.Рыбникова из к/ф «Звездный мальчик», мелодия из к/ф «Гостья из будущего»

Межпредметные связи:

история, литература, русский язык, астрономия, математика, музыка, физика.

Темы для подготовки:

1) планеты Солнечной системы

2) созвездия

3) первые шаги человечества в космос

4) песни «Трава у дома», «Знаете, каким он парнем был»

6) Биография Юрия Гагарина

7) Наши космонавты http://persones.ru/person-18457.html

Ход мероприятия

    Организационный момент. Мотивация. Сообщение темы, цели мероприятия

Звучит музыкальный фон (слайд 2)

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это празник победы человеческого разума, преодолевшего земное притяжение. Для нас стало обыденным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. 12 апреля 1961 года началась новая эра – эра освоения космоса: впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

В день весенний, день апрельский,

Много лет тому назад,

Мчалась в космосе ракета

Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:

«Русский парень полетел!»,

И героем-космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

Только первым быть непросто -

Очень сложно первым стать.

Надо вырасти достойным,

Всё уметь и много знать.

Но когда-нибудь ты тоже

Можешь к звёздам полететь.

Ты, дружок, всего добьешься,

Надо только захотеть.

Сегодня в преддверии Дня космонавтики мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру «Мы и космос: шаг во Вселенную». Сейчас вы станете свидетелями работы Центра подготовки космонавтов. И пусть сегодня мы с вами просто играем, но ведь, возможно, наши сегодняшние «космонавты» через несколько лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Встречаем экипажи космических кораблей.

Экипажам доложить о готовности.

Докладывают:

Экипаж корабля « Союз

Экипаж корабля « Восток » к космическому рейсу готов. Командир экипажа…

Ребята, сегодня очень многое будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

На протяжении всего полета за работой наших космонавтов будет наблюдать и оценивать их успехи Центр управления полетами

(представление жюри).

    Объяснение правил игры

Экипажи кораблей уже прошли обучение в Центре подготовки космонавтов, и сегодня у них выпускные экзамены. Экипажи проходят последнюю проверку на Земле.

Программа проверки готовности экипажей состоит из 9 модулей. Каждый модуль сосответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться в полете. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип того или иного корабля. Побеждает экипаж, закрывший своим логотипом наибольшее количество клеток игрового поля.

По результатам проверки будет сделан вывод о том, какой корабль первым отправиться покорять просторы Вселенной.

Итак, начинаем выпускной экзамен!

    Модуль «Космолингвистика»

Экипажам в далеком космосе могут встретиться другие цивилизации, и они должны уметь находить с ними общий язык. А для этого надо иметь хорошие лингвистические способности.

З адание : за 3 минуты (пока играет музыка) экипажи должны составить как можно больше новых слов из слова «космонавтика», предоставить свои отчеты в Центр управления полетами. Выигрывает экипаж, составивший больше слов.

Зрители тоже могут сдать экзамен по космолингвистике.

(Звучит фоновая музыка «Гостья из будущего», пока дети работают)

(жюри оглашает результаты первого конкурса)

    Модуль «История космонавтики»

Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать. Без знания истории возникновения космонавтики невозможно двигаться дальше. Проверим, насколько хорошо наши будущие космонавты знают, как все начиналось.

Задание: за 3 минуты (пока играет мызыка) ответить на 10 вопросов из истории космонавтики, выбрав один правильный ответ из четырех возможных. Побеждает космический экипаж, набравший наибольшее количество правильных ответов.

(звучит фоновая музыка А.Рыбаков «Звездный мальчик»)

А пока экипажи будут работать, экзамен для зрителей. Вам предстоит преодолеть космическое пространство под названием «Загадки». Готовы?

«Космические загадки»

    Осколок от планеты
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический … (Метеорит )

    НЛОлетит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый …(гуманоид )

    Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам – тепло, хвосты – … (кометам )

    Специальный космический есть аппарат,
    Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
    Как одинокий таинственный путник,
    Летит по орбите искусственный … (спутник )

    Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам … (Луна )

    Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора -
    Это … (черная дыра )

    Он космос покоряет,
    Ракетой управляет,
    Отважный, смелый астронавт
    Зовется просто… (космонавт)

    Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

    В черных дырахтемнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (звездолет)

    Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном)

    До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая …...(ракета)

    Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт ...(Гагарин)

    Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

    Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (галактики)

Давайте проверим, насколько хорошо экипажи справились с заданием.

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

б) Мир

в) Восток

б) Восток

в) Апполон

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

10) Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты второго конкурса)

    Модуль «Планеты Солнечной системы»

Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из гипотез Земля и другие планеты произошли в результате катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами.

Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8)

До 2006 года считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел одну планету из общего состава и объявил ее карликовой планетой.

Настоящий космонавт должен знать все планеты своей Солнечной системы и уметь узнавать их по малейшим признакам.

Задание : каждому экипажу будет предложено 2 вопроса. Каждый вопрос состоит из 4 высказываний о некоторой планете. Если вы узнаёте планету с первого высказывания, вам начисляется 4 балла, если со второго - 3 и т.д. Экипажи отвечают по очереди.

Меркурий

4б) Атмосфера на планете практически отсутствует. Дневная температура достигает почти 500°, а ночью поверхность охлаждается до -180°.

3б) Фотографии планеты получены в 1974 году американской межпланетной станцией «Маринер-10»

2б) Темные области планеты названы пустынями, им даны имена героев древней мифологии, связанных с мифами о Гермесе (его имя по римской мифологии и есть название планеты)

1б) Наименьшая из планет земной группы, самая близкая к Солнцу планета.

Марс

4б) На планете находится самая высокая гора в Солнечной система – гора Олимп высотою 27 км

3б) Атмосфера на планете присутствует, но сильно разрежена; в ней часто возникают ветры и даже ураганы.

2б) Американские станции «Викинг - 1» и «Викинг - 2» взяли пробы грунта плантеы; исследования показали, что жизнь на планете отсутствует.

1б) С Земли планета видна звездой красноватого цвета, названа в честь бога войны по римской мифологии.

Сатурн

4б) Планета очень быстро вращается вокруг своей оси с периодом 10часов 15 минут.

3б) Газовая планета – гигант, не имеет твердой поверхности; за счет горячего ядра поддерживает на поверхности температуру -170°

2б) Вокруг планеты движутся 15 спутников, самый крупный из которых Титан – чуть меньше Меркурия.

1б) Вокруг планеты вращается 7 колец из множества отдельных частиц от нескольких сантиметров до 1 – 2 метров в диаметре

Венера

4б) Атмосфера планеты состоит в основном из углекислого газа; поверхность и нижние слои атмосферы постоянно нагреты до температуры 480°.

3б) По размерам и массе планета сходна с Землей, но вращается вокруг своей оси не против часовой стрелки (как Земля и другие планеты), а по часовой стрелке

2б) Ее можно увидеть невооруженным глазом даже при дневном свете.

1б) Вторая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримской богини любви

Считалочка для болельщиков

Есть детская считалочка, которая помогает выучить планеты по мере удаления их от Солнца. Хотите выучить планеты Солнечной системы?

Землянику

Половину.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты третьего конкурса)

    Модуль «Звездный атлас»

Настоящие космонавты хорошо знают звездное небо. Очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Например, в средних широтах всегда доступны наблюдению Большая и Малая Медведицы, Кассиопея и Дракон. В 1922 году на Международном астрономическом съезде навели порядок в небесном хозяйстве, уточнили границы и названия созвездий. На сегодня их 88.

Задание: найти за 3 минуты (пока играет музыка) как можно больше названий созведий, спрятанных в таблице. Слова могут ломаться, но не могут пересекаться.

Зрители тоже принимают участие в поиске созвездий.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты четвертого конкурса)

    Модуль «Музыка и космос»

Космонавты проводят в космосе длительное время, и должны уметь отдыхать, что мы сейчас и проверим.

Задание: из предложенных строчек сложить песню о космосе и исполнить ее всем экипажем.

Песня «Т рава у дома »

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе видна,

Как сын грустит о матери,

Как сын грустит о матери,

Грустим мы о Земле, она одна.

А звёзды тем не менее,

А звёзды тем не менее

Чуть ближе, но всё так же холодны,

И как в часы затмения,

И как в часы затмения

Ждём света и земные видим сны.

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома

Зелёная, зелёная трава.

Песня «Знаете, каким он парнем был»

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звёздную открыл.

Пламень был и гром, замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал - поехали, он взмахнул рукой,

Пронёсся над Землёй.

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронёсся над Землёй.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты пятого конкурса)

    Модуль «Он сказал «Поехали!»

(Запись ТАСС о полете человека в космос)

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева и имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.

Задание: А теперь задание для экипажей. Мы проверим, как хорошо вы изучили биографию Юрия Гагарина? Кто даст больше ответов?

Вопросы викторины

    (Клушино Гжатского района Смоленской области )

    На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

    На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

    Какое учебное заведение окончил Гагарин, чтобы стать летчиком? кончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского )

    (Формовщик-литейщик)

    В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полета в космос? (старший лейтенант)

    (В звании майора )

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут)

    («Кедр»)

    Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

    (Хоккей и з песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

    (На трубе, гармони, баяне)

    Исторический факт. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? II )

    (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

    Как назывался самолет, на котором разбился Ю. А. Гагарин? (Миг – 15 УТИ)

    (Огромную каменную ромашку)

    В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты шестого конкурса)

    Модуль «Наши в космосе»

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Задание: экипажи должны сопоставить фотографии наших космонавтов, которые внесли свой вклад в освоение космоса, и их фамилии.

    Герман Титов

    Валентина Терешкова

    Владимир Комаров

    Алексей Леонов

    Сергей Крикалев

    Владимир Титов

    Модуль «Инопланетная энциклопедия»

Существует предположение, что мы не одни во Вселенной. При полете к другим мирам мы можем встретить представителей внеземных цивилизаций. Космонавты должны быть готовы ко всему, даже к встрече с инопланетными существами. Инопланетная энциклопедия – это подборка фильмов про внеземные цивилизации.

Задание: по заданному видеофрагменту определить, какой это фильм.

    Модуль «Глубокий космос»

Последнее испытание для наших экипажей – это госэкзамен на знание глубин космоса.

Задание: разгадать космический кроссворд

    Итог мероприятия

Программу предполетной подготовки наши космонавты выполнили полностью.

А теперь все внимание на центр управления полетами, который проделал ответственную и сложную работу.

(слово предоставляется жюри )

В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением».

Мечта (Борис Дворный)

Подоконник ладонями стиснув,
Я стою, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там мои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравилось наше мероприятие и что вы узнали много интересного и полезного

Центр управления полетами

Экипаж «Союз»

Экипаж «Восток»

Лингвистика и космос

(количество придуманных слов)

История космонавтики

(количество правильных ответов)

Планеты Солнечной системы

(количество баллов, набранных экипажами)

Звездный атлас

(количество найденных созвездий)

Музыка и космос

(наилучшее исполнение песни)

Он сказал «Поехали»

(количество правильных ответов)

Наши в космосе

(количество правильно угаданных фотографий)

Инопланетная энциклопедия

(количество правильно угаданных фильмов)

Глубокий космос

(число угаданных слов)

Победитель

«История космонавтики» Экипаж _______________________

Выберите один правильный ответ из четырех возможных.

    Что означает слово «астрономия»?

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

    Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Когда был запущен первый космический спутник Земли?

    Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?

    Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?

    Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году?

в) Восток

    Как назывался корабль который доставил первого человека в космос?

б) Восток

в) Апполон

    Как назывался первый советский многоразовый космический корабль?

б) Восток

в) Апполон

    Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Ключ к тесту «История космонавтики»

Звездный атлас

  1. скорпион

    козерогэ

  2. близнецы

  3. геркулес

Космический проект

К

М

Е

Т

Е

О

Р

И

Т

С

И

Р

И

У

С

Е

Л

Т

У

Г

А

Г

А

Р

И

Н

Ф

М

А

О

Б

А

Й

К

О

Н

У

Р

Д

Е

С

К

О

Р

О

Л

Е

В

Экипаж: ________________

Задание: найти за 3 минуты как можно больше названий созвездий, спрятанных в таблице (слова могут ломаться, но не могут пересекаться)

Космический кроссворд

Экипаж: _________________

По горизонтали:

2. Кусок небесного тела, падающий на землю.

6. Первый космонавт Земли

9. Главный космодром начала космической эры

10. Генеральный конструктор космических кораблей

По вертикали:

1. «Хвостатое чудовище»

4. Одежда космонавтов

5. Естественный спутник Земли

7. Красная планета

8. Созвездие, ярчайшей зведой которого является Альтаир

Раздел «Наши в космосе»

Экипаж: ________________

Задание: сопоставить фотографии космонавтов с их фамилиями

Валентина Терешкова

Владимир Комаров

Владимир Титов

Алексей Леонов

Герман Титов

Сергей Крикалев

Викторина,

посвященная 50-летию первого полета человека в космос

2. В каком году в СССР появился праздник День космонавтики? (В 1962 году)

4. Ю. А. Гагарин родом из деревни. Какой? (Клушино)

5. На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

6. На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

7. Претенденты на первый полет в космос не были лучшими летчиками. Юрий Гагарин, например, числился летчиком 3-го класса. Гораздо важнее были отличное здоровье, возраст (не старше 30 лет), психологическая устойчивость, а также вес (до 72 кг) и рост (не выше 170 см) – только невысокий и худощавый космонавт мог поместиться в кабину «Востока». Какой рост был у Гагарина. (Рост Ю. А. Гагарина был 165 см, а иногда приводится и другое значение – 157 см)

8. Из-за отказа датчика герметичности Юрию Гагарину пришлось 3 часа просидеть в тесной кабине космического корабля, ожидая старта. Что он делал, чтобы время тянулось не так мучительно? (Пел и насвистывал простые популярные песенки (например: «Ландыши, ландыши – светлого мая привет…»)

9. Назовите позывной первого космонавта. («Кедр»)

10. Судьба распорядилась так, что из-за сбоя работы аппаратуры Гагарин приземлился не в расчетной точке, а вблизи города, где впервые сел за штурвал самолета. Назовите город. (Энгельс (Саратовская область)

11. Кто были первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта. (Жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита)

12. В каком звании Юрий Гагарин совершил посадку 12 апреля 1961 года? (В звании майора. За время своего полета Юрий Гагарин сделал стремительную военную карьеру. Он взлетел старшим лейтенантом Военно-воздушных сил, в полете получил звание капитана, а приземлился майором . И все это за 108 минут!)

13. Сколько минут длился первый орбитальный облет Земли, совершенный Ю. А. Гагариным? (108 минут)

15. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел…» Закончите эту историческую фразу первого космонавта. («Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»)

16. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? (С королевой Англии Елизаветой II )

17. Какое отношение к Юрию Алексеевичу Гагарину имеет первая женщина-воздухоплаватель Прасковья Юрьевна Гагарина (1762 – 1848)? (Никакое. Они однофамильцы)

18. Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

19. Назовите любимый вид спорта Юрия Гагарина, о котором упоминается в одной из песен Александры Пахмутовой, посвященной первому космонавту. (Хоккей (Из песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

20. Одну из памятных монет советского периода, где Юрий Гагарин изображен в форме капитана, можно назвать казусной. В чем же казус? (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

21. На каком музыкальном инструменте играл Гагарин? (На трубе, гармони, баяне)

22. Однажды космонавт на спор спрыгнул с балкона второго этажа, чтобы нарвать цветов с клумбы, но, ударившись о торчавший из земли рельс, получил серьезную травму головы. Этот случай мог бы на три года укоротить и без того короткую жизнь самого известного человека планеты. К счастью, тогда все обошлось. В каком году это произошло? (Летом 1965 года)

23. «Книги для меня как родные, как лучшие друзья» , - говорил Гагарин. Но одну, написанную тоже летчиком, выделял среди всех. Назовите ее. (Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей»)

24. С инициативой восстановить этот московский храм, разрушенный большевиками, Юрий Гагарин выступил еще в 1964 году. И не где-нибудь, а на заседании пленума ЦК партии. Предложение было встречено бурными аплодисментами. О каком храме идет речь? (О храме Христа Спасителя)

25. Мало кто знает, что Юрий Гагарин помимо профессии летчика и космонавта имеет и гражданскую профессию. Назовите ее. (Формовщик-литейщик)

26. Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года во Владимирской области. Около какого города и деревни это произошло? (Около города Киржача у деревни Новоселово)

28. В Звездном городке установлен, пожалуй, самый романтичный памятник Юрию Гагарину. Одна рука космонавта спрятана за спину. Что он в ней держит? (Огромную каменную ромашку)

29. В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

    Герман Титов - Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза генерал-лейтенант. Родился в 1935 году в селе Верхнее Жилино Алтайского Края. В августе 1961 года Герман Титов совершил второй в истории полет в космос продолжительностью 1 сутки 1 час,сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе - 25 лет 11 месяцев.

    Валентина Терешкова - первая в мире женщина космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор. Родилась 6 марта 1937 года. Валентина Терешкова была зачислена в отряд космонавтов 12 марта 1962 года. 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 Валентина Терешкова совершила первый в мире полет женщины-космонавта в космос.

    Владимир Комаров - советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Родился 16 марта 1927 года. Владимир Комаров является командиром первого в мире экипажа из трех человек. Полет Владимира Комарова продолжался 1 сутки 2 часа 47 минут 52 секунды. Владимир Комаров трагически погиб 24 апреля 1967 года при возвращении корабля «Союз-1» из космоса (скручивание строп парашюта привело к катастрофе корабля).

    Алексей Леонов - известный российский космонавт. Родился 30 мая 1934года. Алексей Леонов является первым человеком, который в марте 1965 года совершил выход в открытый космос. Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

    Сергей Крикалев - советский и российский космонавт, Герой Советского Союза, Герой России. Родился 27 августа 1958 года. В 2005 году Сергей Крикалев являлся рекордсменом среди космонавтов Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

    Владимир Титов - советский и российский космонавт. Родился 1 января 1947года. Владимир Титов является Героем Советского Союза, награжден двумя Орденами Ленина. В 1988 году Франция удостоила Владимира Титова титулом Командир Легиона Славы, а в 1990 году (вместе с Мусой Манаровым) Владимир Титов были награждён медалью U. S. Harmon Prize, в знак признания их мирового рекорда по продолжительности полёта.

  1. Оглавление 3 сеть учреждений дополнительного образования детей победители всероссийских и международных смотров конкурсов фестивалей соревнований в 2009-2010 учебном году 11

    Конкурс

    ... проведения «Школьной переписи» и другое. работу пресс-центра необходимо начать за неделю ... творческий подход в организации и проведении игры. № ФИО педагога Общеобразовательное учреждение , должность 4. ... посвящен 50-летию Космонавтики . Цели и задачи...

  2. Информационно-аналитическая карта (паспорт) раздел i 1 общие сведения об общеобразовательном учреждении (3)

    Документ

    Часов в неделю Учебно-методическое... Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 класс- М., 2005 Физическая культура 2 А,Б,В Программы общеобразовательных учреждений ... , девушки!»; День космонавтики ; Декада «Памяти...

  3. Общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в 2008 году

    Документ

    Финансирование общеобразовательных учреждений - финансирование... организации . Работа школьного городка направлена на подготовку и проведение ... добровольческая акция «Весенняя неделя Добра – 2007» ... конкурсе, посвящённом Дню космонавтики , Махмутова Ю. ...

  4. План учебно- воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Анализ

    Воспитательной РАБОТЫ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижняя Елюзань на... Проведение мероприятий, посвященные Году космонавтики апрель Зам.дир по ВР 6. Привлечение родителей к организации ...

  5. Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия Физика 7 - 11 классы Астрономия

    Документ

    Учебным планом общеобразовательных уч­реждений по 2 учебных часа в неделю в 7, ... содержанием. Организация исследований школьников... Программой предусмотрено проведение фронтальных лабораторных... астрономии и космонавтике («Основы космонавтики» , «Вселенная...

Цель:

  1. Познакомить детей с днем космонавтики - 12 апреля.
  2. Развивать память, мышление, речь, сообразительность.
  3. Воспитать уважение к профессии космонавта, их подвигам, смелости.

Оборудование: ракета, планета, портрет Ю.Гагарина, альбомы космонавтов, тема на доске, медаль за 1-е место, 2 обруча, разрезные самолеты.

Ход мероприятия.

Ребята, вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.

Раньше, когда люди начали узнавать землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи, которая плавает в океане, а весь мир покрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Затем узнали – что шар-земля лежит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая Олин оборот вокруг своей оси за 1 год.

В 1955 г. было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане. Место нахождения космодрома – Байконур.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циалковский, Сергей Павлович Королев. Эти 2 человека положили начало освоения космоса.

4 октября 1957 г. начало космической эры. Был запущен 1-ый искусственный спутник.

12 апреля 1961 г. день полета 1-го в мире космонавта гражданина СССР – Ю.А.Гагарина. день 17 апреля стал 1-м праздником в честь летчиков и рабочих, которые создавали ракету, космические корабли.

Наше занятие мы посвящаем 45 летию полета в космос 1-го в мире космонавта – Ю.А.Гагарина.

Рассвет, еще не знали ничего.

А он летит через созвездие.

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная» -

Мы наши сводки начинаем, с ними

И я недаром это вспоминаю.

После старта Ю.А.Гагарина – прошло много лет. За это время много было космонавтов, техники, подготовок экипажей и программа – работа на орбите. Корабли уходят один за другим. Об условиях работы космонавтов Николаев сказал: «В своем первом полете в космос я даже побриться не смог, а вот в космической ракете «Салют» была даже космическая баня».

Ребята, а теперь давайте посмотрим альбомы с фотографиями космонавтов.

А теперь мы немного поиграем. Вы разделитесь на 2 команды. Через несколько минут будем играть. Выиграет тот, кто первый произведет посадку на Луну, а это определяет жюри.

Но прежде, чем нам отправиться в полет, капитаны должны доложить о готовности к полету. Теперь мы можем отправляться в путь.

  1. Кто быстрее построит корабль.
  2. Назвать известные планеты.
  3. Что космонавты возьмут в полет?
  4. (2 карточки с ребусами) на борт космических кораблей поступили 2 радиограммы. Вы должны расшифровать предметы. Кто быстрее?
  5. Экипажи встречаются с инопланетянами. Ответить на вопросы.
  1. Может лежать на доске с гвоздями. (йога)
  2. Машина, которая ровняет асфальт. (каток)
  3. Ее наклеивают на конверт. (марка)
  4. Лошадиный символ удачи. (подкова)
  5. В старину рубашка из колец. (кольчуга)
  6. Сильный ветер на море. (шторм)
  7. Появляется на железе от сырости. (ржавчина)
  8. Им ловят бабочек. (сачок)
  9. Залог здоровья. (чистота)
  10. Указывает путь кораблям. (маяк)
  11. Очень запутанная дорога. (лабиринт)
  12. Костюм космонавта. (скафандр)
  1. Кто быстрее составит слово: ВОМАКОТСК (космонавт)

На этом наш полет подходит к концу. Но для того, чтобы узнать чей корабль приземлился. Вы должны ответить на вопросы:

  1. Как звали первого в мире космонавта?
  2. Где родился Гагарин?
  3. Где учился?
  4. Когда погиб? Сколько ему было лет?

Итак, слово предоставляется жюри (подведение итогов, награждение)

Молодцы!!!

Предварительный просмотр:

Детские стихи о космосе

Римма Алдонина

* * *

Всё,- сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом!

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная!

Т.Собакин

* * *

Как заманчиво

Стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры

И трактат сочинить непременно -

"Изучайте глубины Вселенной!"

Ю.Синицын

Созвездия

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчаньи долгом

Человек в простор ночной -

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Как в ночном краю чудес, -

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

Василий Лепилов

Космическая сказка
(фрагмент)

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надёжный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Невдалеке притих Дракон.

Косится на Медведиц он,

Жует концы усов.

И долго наблюдал Орёл,

Как тощий Волк куда-то брёл

И стороною обошёл

Созвездье Гончих Псов.

Спокойно спал небесный Лев,

Раскрыв свой страшный львиный зев

(Со львами не шути!)

Кит к Андромеде подплывал,

Пегас стремительно скакал,

И гордо Лебедь пролетал

По Млечному Пути.

Кого-то Гидра стерегла,

Ведь Гидра Гидрою была

Спокон веков, друзья!

Через гигантский небосвод

Она таинственно ползёт.

Кого же Гидра стережёт?

Сказать пока нельзя.

А возле Млечного Пути,

Где ни проехать, ни пройти,

Лежит огромный Рак.

Лежит в космической пыли,

Слегка клешнями шевелит

И всё за Гидрою следит.

(Рак, видно, не дурак!)

Здесь Ворон крыльями махал,

Из пепла Феникс воскресал,

Хвост распушал Павлин,

Здесь извивалася Змея,

Лисички бегали, резвясь,

И Рысь сидела, притаясь,

Певца спасал Дельфин.

Жираф вышагивал, как Бог,

Вот Заяц, вот Единорог,

Журавль, Хамелеон.

И Голубь с Ящерицей есть...

Нет, видно, мне не перечесть

Всех этих сказочных существ,

Кем космос заселён.

Аркадий Хайт

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Г.Сапгир

* * *

Мы слыхали: две Медведицы

По ночам на небе светятся.

Ночью вверх мы взглянули -

Увидали две кастрюли.

Ю.Синицын

Большая Медведица

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды - и все подряд,

Как алмазные, горят!

Среди звёзд, больших и ярких,

Чуть видна ещё одна:

В середине рукоятки

Приютилася она.

Ты получше приглядись,

Видишь,

Две звезды слились?

Та, которая крупнее,

Называется Конём.

А малышка рядом с нею -

Всадник,

Скачущий на нём.

Замечательный наездник,

Этот звёздный принц Алькор,

И несет его к созвездьям

Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый

Золочёную узду.

Правит Всадник молчаливый

На Полярную звезду.

Римма Алдонина

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.

К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Г.Кружков

* * *

Есть в небе звёздочка одна,

Какая - не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на неё гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь.

В.П.Лепилов

Космическая сказка
(фрагмент)

"Теперь ответь мне, юный друг,

Что есть зодиакальный круг

И где найти его?"

По всей эклиптике идут

Созвездия. У нас их тут

Зодиакальными зовут,

Двенадцать их всего.

Их имена: Овен, Телец,

Лев, Рыбы, Близнецы, Стрелец,

Плюс Скорпион и Рак,

И Козерог, и Водолей,

И Дева, и Весы при ней -

Все в совокупности своей

Составят Зодиак.

А Солнце наше за весь год

По всем созвездиям пройдёт,

Побудет в каждом раз.

Планеты тоже ходят тут,

По Зодиаку вдоль ползут,

Но это видимый лишь путь

С Земли для наших глаз.

Римма Алдонина

Млечный Путь

Чёрный бархат неба

Звёздами расшит.

Светлая дорожка

По небу бежит.

От края и до края

Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему

Свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики

Родной далёкий свет -

Простор для космонавтики

На много тысяч лет.

Звёзды

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор -

Каждая звезда!

Луна

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

* * *

Если месяц буквой "С",

Значит, старый месяц;

Если палочку в довес

Ты к нему привесишь

И получишь букву "Р",

Значит, он растущий,

Значит, скоро, верь-не верь,

Станет он толстущий.

Аркадий Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Я.Аким

* * *

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Ю.Яковлев

* * *

Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом - всей Земли.

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Римма Алдонина

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Комета

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:

Это лёд!

А хвост её - пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

Г.Сапгир

* * *

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Предварительный просмотр:

ДОРОГА В КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ

Ход праздника

Учитель . Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты С олнечной системы, к далёким таинственным мирам.

Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.

Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершенного народом.

Ученик . Нам каждый шаг к заветной цели дорог.

Стучат сердца, звучит оркестров медь.

Есть подвиги, величие которых

Не сразу удаётся разглядеть.

Ещё корабль космический на взлёте,

Еще не знают жители планеты,

Что человек в космическом полёте,

А гром уже взлетающей ракеты

Потряс степные дали Казахстана.

Случилось то, что мы годами ждали.

Но и тогда не сразу осознали,

Наш праздник о полете в космос первого в мире космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Давайте перенесёмся на много лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприёмников.

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

Ученик . Рассвет. Еще не знали ничего.

Обычные «Последние известия».

А он летит через созвездие.

Земля проснётся с именем его.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлёт в космос сына своего.

Учитель . После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

Ученик . Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся,

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся.

Учитель . Сегодня работа в космосе – это научные исследования. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехии, Кубы, Венгрии, Польши, Франции, Индии и других стран.

Ученик . Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Проложим дороги к далёким мирам,

В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Учитель . Не раз космонавтам задавали вопрос: с чего у них начиналась дорога в космос? Ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

Ученик . Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый светлый класс.

Много дел, больших и новых,

Ожидает нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы –

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

Учитель . Ребята, а вы хотите побывать в космосе?

Ученики . Далёкие звёзды в небе горят,

Зовут они в гости разных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас –

И вот мы к полёту готовы сейчас.

Скомандует диктор: «Внимание – взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна.

Чтоб ты не скучала всё время одна.

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш

Весёлый, дружный экипаж!

Учитель . В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

– Космонавт, не забудь...

– В далёкий космос держишь путь.

– Главным правилом у нас....

Выполнять любой приказ.

– Космонавтом хочешь стать...

– Должен много, много знать.

– Любой космический маршрут...

Открыт для тех, кто любит труд.

– Только дружных звездолёт...

– Может взять с собой в полёт.

– Скучных, хмурых и сердитых...

– Не возьмём мы на орбиту.

Учитель . Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Давайте воспользуемся чертежами, которые сделал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листках все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный чертёж из деталей сложи.

Всё надо заметить, всё надо учесть,

Быть может, ненужные, лишние есть?

Дети складывают из отдельных деталей макет космического корабля.

1-й ученик . Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Вы, ребята, готовьтесь к полёту!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

2-й ученик. Люди – взрослые и дети –

Все мечтают об одном:

Чтобы мир был на планете,

Словно солнце за окном!

3-й ученик . Когда над землёю летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса.

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звёзды, к которым они полетят!

Учитель . Отгадайте загадки.

Крыльев нет,

Но эта птица полетит –

И прилунится. (Лунник.)

Сам металлический,

Мозг электрический. (Робот.)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета.)

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь – он молчок.

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник.)

Изобретатель. Когда немножко подрасту, –

Сказал мне мой приятель, –

Для мамы я изобрету

Настолонакрыватель.

Потом я сделаю чертёж... –

Сказал изобретатель.

– И что ещё изобретёшь?

– Обедоподаватель.

Посуду будет вытирать

Посудовытиратель.

Учитель . Было бы замечательно, если бы человек направлял всю свою энергию и ум, доброту сердца и полет фантазии на изобретения и открытия, приносящие только радость другим людям.

1-й ученик . Чтобы космос был чистым,

И к детям планет

Мы бы в гости летали

В каютах ракет.

2-й ученик . Чтоб цветы и улыбки,

Веселье везли,

А не страшные бомбы

И тучи войны.

3-й ученик. Чтобы солнце светило

Для всех на земле!

И поэтому «нет»!

Говорим мы войне!

Ведущий. Сегодня, ребята, мы с вами совершим космическое путешествие. Перед нами карта С олнечной системы. Нам предстоит стартовать с Земли, а затем мы произведем посадку на планетах С олнечной системы. И для того чтобы проверить, можно ли вас принять в отряды космонавтов, я хочу провести с вами игру на внимание. А игра называется «Летает – не летает».

(Ведущий называет различные предметы. На летающие предметы игроки поднимают руки и имитируют летающий самолет. Если предмет не летает, то они сидят спокойно. Ведущий старается запутать участников.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Вас не зря приняли в космические экипажи. Но для того чтобы отправиться с Земли, вам предстоит выполнить 2 задания:

1. Каждый экипаж должен как можно быстрее занять свои места. Для этого каждый участник команды должен пройти через люк космического корабля.

(Каждой команде дается по обручу. Команды выстраиваются в шеренги. Первый участник проходит через обруч, передает его другому и т. д. до конца.)

Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях. Но прежде чем мы с вами отправимся в полет, вам необходимо выполнить еще одно задание. Как вы знаете, существует несколько типов космических кораблей. И сейчас вам предстоит сконструировать из деталей космические корабли.

2. Приглашаются по одному члену экипажа. Вам предстоит собрать вот такие космические корабли. (Ведущий показывает рисунок с изображением ракеты. Участникам вручаются конверты, в которых находятся такие же ракеты, только разрезанные на части. Побеждает тот, кто быстрее соберет ракету.)

Ведущий. Итак, теперь наши экипажи могут стартовать с Земли. И первая планета, на которую мы совершим посадку, – Марс.

Марс – очень интересная планета, на Марсе может быть жизнь. Вокруг своей оси Марс вращается за одни сутки, как и Земля, а вокруг Солнца примерно за 2 года. У Марса два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает «ужас» и «страх».

(Карточки с кроссвордом даются каждой команде.)

1. Первый человек, совершивший полет в космос.

2. Планета С олнечной системы, название которой начинается на букву «М», она имеет два спутника – Фобос и Деймос.

3. Название этой планеты начинается на «П» и заканчивается на букву «Н».

4. Планета С олнечной системы, которая имеет биосферу, т. е. населена жизнью.

5. Название этой планеты созвучно с названием красивого женского имени.

6. Первый человек, вышедший в открытое космическое пространство.

7. Название этой планеты начинается на букву «Ю» и заканчивается на букву «Р».

8. Небесное тело, похожее на большой огненный шар. Одним из таких же тел является Солнце.

9. Космический корабль, на котором Гагарин впервые отправился в космос.

Ведущий. Экипажи успешно ответили на вопросы кроссворда, и мы можем успешно продолжать полет. Наш путь лежит к планете Венера. Но что это? На борт корабля поступили какие-то зашифрованные телеграммы. Кто может разгадать эти загадочные цифры? (Каждому экипажу вручаются телеграмма, которую надо прочесть с помощью шифра, предложенного ведущим.)

3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6 внимание

16, 15, 18, 1, 5, 11, 1 посадка

14, 6, 3, 15, 8, 13, 15, 7, 14, 1 невозможна

30, 16, 9, 5, 6, 13, 9, 32 эпидемия

18, 16, 1, 18, 1, 10, 19, 6, 18, 29 спасайтесь

шифр

Ведущий. Быстрее расшифровал телеграмму экипаж… Вы правильно прочитали телеграмму, поэтому мы не можем совершить посадку на планете Венера и летим дальше, не планету Меркурий. Совершим посадку на этой загадочной планете. Космонавты, внимательно посмотрите в иллюминаторы. Сколько здесь невиданных животных. Мы, наверное, попали в космический зоопарк. (Каждый экипаж должен нарисовать космическое животное, придумать ему название и рассказать о нем.)

Ведущий. Вы успешно справились с заданием. Наше путешествие подходит к концу. И единственная планета, на которой мы еще не были, – это Плутон. Давайте немного пофантазируем и представим, что планета Плутон обитаема и нас ждет встреча с инопланетянами. Общаться вы будете с помощью знаков и жестов.

(«Инопланетяне» задают вопросы, земляне отвечают. Кто вы? Откуда прилетели? Какие у вас на планете растут растения? И т. д.)

Ведущий. Вы прекрасно пообщались с инопланетянами, и сейчас нам предстоит вернуться на Землю. Наш полет подошел к концу, осталось подвести итоги. Более успешным был полет экипажа… Молодцы, ребята! Так держать! Я думаю, что все вы сможете стать прекрасными космонавтами


Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

Методическая разработка

викторина «Космическая Одиссея»

посвящённая празднику

«День космонавтики»

учитель географии

Возраст учащихся 11 - 18 лет

пос. Лопча

Аннотация

Краткое описание: В викторине участвуют две команды. Вопросы зачитывает ведущий. На обдумывание дается 10 - 15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то его дает команда - соперник. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ дает ведущий. За игрой следит счетное жюри. Они ведут подсчет баллов, заполняют бюллетень на каждую команду.

Перед проведением викторины команды могут выставить на конкурс: фантастический рисунок, рассказ об обитателях планеты, фантастические костюмы. За выполнение этих работ командам начисляются баллы от 5 до 10. Учитываются красочность и тематичность.

Цель : Обобщение и уточнение знаний детей об астрономии и космонавтике.

Обучающие задачи:

    Ознакомить с достижениями космонавтики нашей страны

    Закрепить знания по астрономии и космонавтики

Развивающие задачи:

    Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме праздника «Астрономия, космонавтика»

    Развить умение логически мыслить и делать выводы

Воспитательные задачи:

    Развивать социальные навыки у детей (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё собственное мнение)

    Прививать детям патриотическое отношение к Родине, достижениям народа

Материалы и оборудование для проведения праздника :

    Фломастеры, карандаши, ластики, бумага

    Табло для выведения счёта игры

    Фотографии и рисунки на тему «Космонавтика, астрономия»

    Карта Солнечной системы

  1. Аудиокассета для музыкального сопровождения праздника

    Карта созвездий

  2. Карточки с вопросами

Участники:

    жюри - учащиеся или педагоги станции юных натуралистов, они же счётная комиссия;

    учащиеся 5 - 11 классов;

Викторина «Космическая Одиссея»

Ведущий :Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами встретились, чтобы провести праздник, посвященный дню космонавтики, который отмечают 12 апреля. А что явилось поводом, чтобы отмечать этот праздник именно в этот день?

Ответы детей: 12 апреля 1961 года был совершён первый в истории человечества полёт в космос, пилотом которого был человек.

Ведущий : А как звали первого космонавта?

Ответы детей: Его звали Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий :Так случилось, что жизненный путь у Юрия Алексеевича Гагарина был очень короткий, его нет среди нас. Мы не можем с ним пообщаться, узнать, каким он был, наш первый космонавт. А было бы интересно, правда?!

Кому посчастливилось знать Юрия Гагарина, быть рядом с ним, навечно сохранят в памяти обаятельный образ умного, мужественного, целеустремлённого, скромного и честного человека, верного друга и товарища, настоящего патриота. Несмотря на пришедшую к нему славу, Юрий Алексеевич оставался простым и скромным человеком. Когда его за рубежом спросили: «Не смущает ли Вас, мистер Гагарин, слава, которой окружено Ваше имя?» Первый космонавт планеты ответил: «Это не моя личная слава. Разве я мог бы проникнуть в космос, будучи одиночкой? Тысячи советских людей трудились над постройкой ракеты и космического корабля, на котором мне поручили полёт. И этот полёт - триумф коллективной мысли, коллективного труда тысяч советских рабочих, инженеров, учёных. Это слава нашего народа». Вот такой был Гагарин! Он был первым, и для этого нужно было особенное мужество. Никто не знал, чем может закончиться этот полёт.

Праздник 12 апреля очень знаменателен у нас в России.Но прежде чем человек нашей страны первым оказался в космосе понадобились многие годы. А кто первооснователь советской (российской) космонавтики?

Ответы детей: Российский ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Ведущий :Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 году. А кто воплотил мечты по созданию космической ракеты и под чьим руководством был осуществлён запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина?

Ответы детей: Сергей Павлович Королёв.

Ведущий :Правильно. Королёв это советский учёный, конструктор, основоположник практической космонавтики сделавшей нашу страну передовой ракетно-космической державой. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Первый в мире искусственный спутник Земли Спутник-1 нашей страной был запущен 4 октября 1957. До человека в космос первыми отправляли животных. Отправляли их в научно-исследовательских целях. Какое животное было отправлено самым первым?

Ответы детей: Первым живым существом, выведенным на орбиту на советском корабле «Спутник-2», стала собака Лайка 3 ноября 1957 года. Потом Белка и Стрелка.

Ведущий: Правильно. И только потом в космос полетел человек. Первой женщиной космонавтом была женщина также из нашей страны. Как её звали?

Ответы детей: Валентина Терешкова Владимировна.

Ведущий: 16 июня 1963 г. онасовершила трехсуточный полет по орбите вокруг Земли. А 18 марта 1965 года первым в открытый космосвышел...

Ответы детей: Алексей Архипович Леонов.

Ответы детей: Светлана Савицкая Евгеньевна.

Ведущий: В феврале 1986 года на орбиту была выведена первая советская (российская) орбитальная станция «Мир» модульного типа. На станции побывали космонавты из 12 стран мира, в том числе Франции, Германии, Японии и США.

Россия и сегодня совершает больше всего пусков ракет. И скоро наш космический корабль отправится осваивать новые космические пространства и полетит на Марс. Мы гордимся своей страной и её славными достижениями в области космоса!

Сегодня нашу праздничную викторину мы посвятим дню космонавтики. В викторине будут участвовать две команды. Вы должны выбрать капитана и придумать название своим командам.

Ведущий :Мы живём с Вами на прекрасной планете Земля. Но люди всегда мечтали увидеть, что же находится за её пределами.А Вам интересно? Сегодня у нас представится такая возможность - мы отправимся в космическое путешествие.Но сначала нам надо проверить, готовы ли Вы к полёту.

Конкурс «Ракета»

Ведущий :Без космического корабля не одно космическое путешествие не получится. Надо построить ракету.Как же она выглядит?

Задание командам: нарисовать космический корабль. Первая ступень ракеты, вторая ступень, третья ступень, космический корабль. Оценка конкурса 2 балла.

Ведущий :Космический корабль готов.А как наши капитаны? Готовы ли они?

Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ капитану начисляется 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

    Первый космонавт, который вышел в открытый космос Алексей Леонов

    Название корабля Алексея Леонова «Восход-2»

    Фамилия первой женщины космонавта Терешкова

    Сосуд Большой Медведицы Ковш

    Карта мира, наклеенная на шар Глобус

    1 лунный робот Луноход 1

    Что такое Луна? Спутник Земли

    Позывной Гагарина «Кедр»

Вопросы 2 команды:

    Первый человек, совершивший полёт в космос Гагарин

    Космический аппарат, на котором совершил свой полёт в

космос Юрий Алексеевич Гагарин «Восток»

    Сколько минут длился полёт Гагарина вокруг Земли 108 минут

    Сколько оборотов совершил космический корабль Гагарина Один

    Профессия Гагарина Космонавт

    Что такое Солнце? Звезда

    Окольцованная планета Сатурн

    Хвостатая странница космоса Комета

    Луна для Земли Спутник

Ведущий: Молодцы! С такими капитанами не пропадёшь! Можно отправляться в космическое путешествие.

Конкурс «Срочная инвентаризация»

Ведущий : Представьте, к вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Я приглашаю по два участника от команды к столу (накрыт газетой). Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли. На осмотр вам дается одна минута. После просмотра закрыть предметы газетой и за три минуты участники должны составить их список на листах бумаги.

Ведущий : Молодцы!а теперь мы отправляемся на наших кораблях к планете Марс. Но что это???? Мне только что поступила зашифрованная телеграмма. Давайте ее расшифруем

3,15,10,14,1,15,10,6

Внимание

17,16,19,1,5,12,1

15,6,3,16,9,14,16,8,15,1

Невозможна

31,17,10,5,6,14,10,33

Эпидемия

19,17,1,19,1,11,20,6,19,30

Спасайтесь

Ведущий : вот и еще одно задание позади и я предлагаю преступить к следующему

Конкурс «Компас»

Задание командам: нарисовать компас и написать стороны света на нём. Оценка конкурса 2 балла.

Ведущий: Ну, теперь мы точно готовы к путешествию. Тогда вперёд - в полёт!В космическое путешествие!

Конкурс «Своя игра»

Ведущий :Участие в этом конкурсе принимает вся команда. Вам предлагается группа вопросов, оцениваемая определённым количеством баллов, в зависимости от сложности. Каждый участник команды по очереди выбирает себе вопросы и при правильном ответе получает заработанные для команды баллы. На обдумывание дается 10 - 15 секунд. Полученные баллы суммируются. Сумма баллов это количество топлива, которое будет вам выделено для полёта в космос.

Для полёта на Луну Вам необходимо набрать - 100 баллов.

На Марс - 200 баллов.

На Юпитер - 300 баллов.

На Сатурн - 400 баллов.

На Уран - 500 баллов.

На Нептун - 600 баллов.

На Плутон - 700 баллов.

За пределы галактики - более 700 баллов.

История:

10. Сколько времени длился первый космический полет? (108 минут.)

20. Назовите выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)

30. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский.)

40. 2009 г. провозглашен Годом Астрономии, т.к. именно в этот год будет отмечаться 400-летие открытий Г. Галилея. Какой прибор он изобрел? (Телескоп.)

Космос:

10. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей? (В виде буквы С – старая, убывающая.)

20. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (Венера.)

30. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом? (Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.)

40. Может ли на Луне работать барометр-анероид? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.)

50. К каким звездам относится наше Солнце? (Желтый карлик.)

Мир звезд в поэзии:

10. К. Прутков.

Но вот уж меркнет Солнца луч.
Выходит месяц из-за туч
И освящает на пути Все звезды…(…Млечного Пути.)

20. М.Цветаева. Косматая звезда, спешащая в никуда из страшного ниоткуда. (Комета.)

30. М.Цветаева.

Август – астры,
Август – звезды,
Август –грозди
винограда и рябины.
Ржавой – август!
Август – месяц
Ливней звездных!

Что это за ливни? (Метеоры – атмосферное явление, сгорание космических частиц в атмосфере.)

40. “Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит”.

50. Музыкальный вопрос.

Назовите романсы или песни, где встречается слово “звезда”? (Звездочка моя ясная. Гори, гори, моя звезда. Две звезды и др.)

Космонавты:

10. Кто побывал в космосе до человека и как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок – 9.)

20. С какого космодрома, расположенного в нашей области, взлетают ракеты? (Мирный, Плесецк.)

30. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965г.)

40. Открытое пребывание на Луне длилось 62 минуты 16 секунд. Как звали первого астронавта, прилетевшего на Луну 20–21 июля 1969 года? (Нил Армстронг.)

50. Кто из женщин-космонавтов в 1963 году впервые побывала в космосе? (Валентина Терешкова.)

Космические корабли:

10. Какой стране принадлежит честь первой мягкой посадки на поверхности Марса? (СССР, “Марс-3” 28 мая 1971.)

20. В чем хранятся продукты в космических кораблях? (В тубах.)

30. Могут ли космонавту пригодится гантели для занятий физическими упражнениями? (Нет, т.к. они теряют вес.)

40. Когда космонавт ложится спать, он привязывает свой спальный мешок и закрывает свое лицо сеткой. Почему?(Невесомость. Чтобы не вдохнуть частицы, которые могут случайно оказаться в отсеке.)

50. Как называется одежда, которая необходима для выхода в космос? (Скафандр.)

Вопросы зрителям:

    Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

    Что такое Зодиак? (Зодиаком называют 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь.)

    Через какие созвездия проходит Солнце, совершая свой годичный путь? Все ли знаки Зодиака названы правильно? (Овен, Телец, Братья, Рак, Тигр, Дева, Весы, Паук, Охотник, Козерог, Водолей, Окунь.)

2 Тур.

Встреча с инопланетянами. С помощью жестов объясните следующие фразы:

    “Как вас зовут?”

    “Я вас полюбил с первого взгляда”

    “А сколько времени на вашей планете?”

    “Полетишь с нами на Землю?

    “У вас море есть?”

    “Мне нужен врач”

Пока команды готовятся: вопросы зрителям:

Что бы это значило?
Фразеологические обороты

    Звезд с неба не хватает;

    Восходящая звезда;

    Звезда первой величины;

    Родиться под счастливой звездой;

    Путеводная звезда;

    Витать между небом и землей;

    Как небо и земля;

    Звездный час;

    Возносить до небес;

    Занять место под солнцем;

    Как с Луны свалился;

    Попасть пальцем в небо;

    Попасть на седьмое небо;

    Небу жарко;

    Небо коптить.

Подведение итогов.

Никогда не забывайте, что все начинается с мечты.

Не бойтесь мечтать. Мечтайте! Не ленитесь! И вы всего достигните!

Спасибо за участие.
До новых встреч!

Работа кафе “Звездные дали”. Заказы принимаются на сумму, которую набрала команда, зрители тоже имеют право делать заказы на имеющуюся у них сумму.

Список литературы

    Волков А. «Земля и небо» «Детская литература», Москва.1974 г.

    Горьков В.Ю. Авдеев «Космическая азбука» Изд. «Детская литература», 1990 г.

    Дитрих А. «Почемучка» Москва, «Педагогика - Пресс» 1993 г.

    Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка», Санкт – Петербург «Норинт», 2001

    Леокум Аркадий «Скажи мне, почему?», Москва «Джулия», 1992.

    «Он был первым: Записки, публицистические заметки, воспоминания», редактор Ильин М.И. , М.: Воениздат, 1984г.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх