Образ святой казанской божьей матери. Осенняя Казанская — праздник победы. Если бы не женщины

История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

История Казанской иконы

Обретение святыни

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Явление Казанской иконы

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Смутное время

История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

Первый храм, построенный в XVII веке, честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском. Фото с сайта wikimedia.org/Ludvig14

Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» – «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.

В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге – в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

Материал по теме


В 2004 году в Россию вернулась копия Казанской иконы Божией Матери. Этот образ считался подлинником 1579 года. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Казанский образ в войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.

Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

Похищение образа

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли. В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели – в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба – непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе – скрывшие преступление).

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.

Где находится Казанская икона

Наше время. Возвращение

Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.

И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.

В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

Оригинал Казанской иконы

Сразу отметим, что слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы - это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.

Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ, 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века.

Списки Казанской иконы

Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза. Этот образ был написан в XVIII веке. Впоследствии икону неоднократно переписывали. Первоначальный образ скрывали несколько слоев поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована.

По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.

Список в ополчении

Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Петербургский список

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

Святыня Санкт-Петербурга, привезена в город в первые дни его создания Петром I. Находится в Казанском соборе.

К концу XIX века Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России. Причем это касается всего православного населения страны. Вряд ли можно было бы найти в тот момент верующего человека, который бы не знал Казанского образа Богородицы или хотя бы одного из его многочисленных чтимых списков.

Казанская икона в Москве

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади

В российской столице есть множество храмов, где можно помолиться перед иконой Казанск ой Божией Матери. Прежде всего, это Казанский собор на Красной площади. Х рам восстановлен в 1993 году. Здесь находится чтимый образ Казанской иконы.

В нижней части храма Христа Спасителя в церкви Преображения Господня есть недавно написанная Казанск ая икон а Божией Матери. Перед ней часто молятся прихожане столичного кафедрального собора.

В храме пророка Илии в Обыденском переулке среди святынь можно найти и Казанскую икону. Еще там есть частичка пояса Пресвятой Богородицы. Храм открыт ежедневно с 07.00 до 22.00.

В Елоховском соборе рядом со станцией метро «Бауманская» есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.

Казанская икона Божией Матери со свв. Тимофеем и Марией Магдалиной на полях. Россия, конец XVIII века

В храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе между станциями метро «Курская» и «Таганская» также можно помолиться перед Казанской иконой. А еще приложиться к мощам священника Романа Медведя, умершего в конце 30-х годов в Малоярославце после многочисленных арестов и ссылок.

В храме преподобного Пимена Великого неподалеку от метро «Новослободская» можно увидеть Казанскую икону, написанную на стекле.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневской набережной возле Кремля - один из самых необычных в Москве. Здесь проходят долгие службы со многими старообрядческими традициями. В церкви можно помолиться перед почитаемым списком Казанской иконы.

Конечно, это далеко не все столичные храмы, где есть этот образ Богородицы. Сложнее в Москве найти церковь, где нет Казанской иконы Божией Матери.

__________________________________________________________

Описание Казанской иконы

Казанск ая икон а это сокращённ ый (по плечи) вариант изображения типа Одигитрия (Путеводительница»). Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу.

На Казанской иконе Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Христос смотрит прямо на человека перед иконой, Спаситель изображен по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом.

Подробнее об иконографии Казанской иконы Божьей матери смотрите .

____________________________________

Казанская икона: как Божья Матерь помогает

Казанская икона Божией Матери. Москва, первая половина XVIII в.

По учению Православной Церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. До этого момента новая икона - это просто изображение Христа, Богородицы или святого, которое сделано красками на дереве. Христиане не покланяются материалу, с помощью которых написан тот или иной образ. На VII Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании. Там прямо говорится, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам. Поэтому Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.

Молитва перед иконой Казанской Божией Матери не раз спасала Россию. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году.

В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Многотысячная армия знаменитого полководца бежала из России.

Тоже самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить страшного противника. Молитва помогала воинам в боях.

_________________________________________________________

Молитва перед Казанской иконой

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Казанской иконы

Тропарь Казанской иконы Божией Матери, глас 4
Засту́пнице усе́рдная, Ма́ти Го́спода вы́шняго. за все́х мо́лиши Сы́на твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, и все́м твори́ши спасти́ся, в держа́вный тво́й покро́в прибега́ющим. все́х на́с заступи́, о Госпоже́ ца́ри́це и Влады́чице! и́же в напа́стех и ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, предстоя́щих и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю, и сокруше́нным се́рдцем, пред пречи́стым твои́м о́бразом со слеза́ми, и невозвра́тно наде́жду иму́щих на тя́, избавле́ния все́х зо́л. все́м поле́зная да́руй, и вся́ спаси́, Богоро́дице Де́во: ты́ бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м твои́м.

Акафист Казанской иконе

Кондак 1


Икос1







Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 2
Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да, утверждаеми знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение; мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней:
Радуйся, устнами чистыми хвалу Богови совершающая; радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая.
Радуйся, верных известная похвало; радуйся, молние, неверных устрашающая.
Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; радуйся, агарянскаго зловерия обличение.
Радуйся, гордыни их низложение; радуйся, веры христианския утверждение.
Радуйся, почитания святых икон освящение; радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 3
Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы Богоматерни, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти:
Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая.
Радуйся, слепых прозрение; радуйся, омраченных смыслом просвещение.
Радуйся, славо Православия; радуйся, тихое пристанище ищущих спасения.
Радуйся, Мати целомудрия; радуйся, покрове и ограждение девства.
Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище.
Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех скорбящих Радосте.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 4
Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщася блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше православнии воини откровенную преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и возопиша Заступнице христиан:
Радуйся, Мати Бога Вышняго; радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.
Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя.
Радуйся, тихое и доброе пристанище; радуйся, скорая Помощнице.
Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; радуйся, источающая нам неоскудныя милости.
Радуйся, предваряющая на помощь; радуйся, избавляющая от всех бед.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 5
Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многая чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров и, победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави. Сего ради вопием Пречистей:
Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.
Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; радуйся, палато преукрашенная.
Радуйся, Радосте градов и весей; радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие.
Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, Русской земли утверждение.
Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; радуйся, врагов одоление.
Радуйся, от бед избавление; радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 6
Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословие и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородительнице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистину Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоноснеи руце за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую в новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающии бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно:
Радуйся, неистощимый источниче святыни; радуйся, многотекущая реко Божественныя благодати.
Радуйся, грешных с Богом примирение; радуйся, грехов наших очищение.
Радуйся, благочестия Наставнице; радуйся, в добрых делех утверждение и помоще.
Радуйся, добрыя обеты приемлющая; радуйся, благим намерением способствующая.
Радуйся, злая начинания разрушающая; радуйся, вражия козни расторгающая.
Радуйся, скорая человеком Помощнице; радуйся, милость сугубо нам подающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 7
Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.
Икос 7
Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистину явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти:
Радуйся, Российския страны покрове; радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; радуйся, броне их неуязвимая.
Радуйся, козни врагов обличающая; радуйся, яко паучину их растерзающая.
Радуйся, нечестия обличение; радуйся, крамолы разрушение.
Радуйся, юных от заблуждений исправление; радуйся, старцев утешение.
Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианского.
Кондак 8
Странно и сумнительно неверующим слышати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает; мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо Матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:
Радуйся, Невместимаго вместилище; радуйся, осененная силою Вышняго.
Радуйся, прозябшая Клас Небесный; радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая.
Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, Ходатаице вечных благ; радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая.
Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; радуйся, несомненное утешение в печалех.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 9
Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей,

на руках носила еси Носящаго весь мир дланию; темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим величающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих:
Радуйся, Благодатная; радуйся, яко Господь с Тобою.
Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, обретшая благодать у Бога.
Радуйся, родившая Спасителя миру; радуйся, Мати Сына Божия.
Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя; радуйся, израстившая нам плод живота.
Радуйся, освященная Духом Святым; радуйся, осененная Силою Всевышняго.
Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, яко Тя блажат вси роди.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 10
Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии прозирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются; темже прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием:
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая; радуйся, не чтущих Тя посрамляющая.
Радуйся, врагов устрашение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.
Радуйся, воинов крепосте; радуйся, в дни брани забрало и ограждение.
Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных; радуйся, оружие, егоже трепещут демони.
Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся; радуйся, теплое наше упование.
Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе пристанище.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 11
Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и, возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприимши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице:
Радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево.
Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства; радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте.
Радуйся, жен похвало; радуйся, дев величание.
Радуйся, вдов заступление; радуйся, сирот призрение.
Радуйся, нищих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, печальных утешение; радуйся, скорбящих веселие.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 12
Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущую Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, тем иконам спребывающи, знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем, с верою приходящим, подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлагающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляюще Тя, вопием:
Радуйся, христиан непостыдное упование; радуйся, верных спасительное прибежище.
Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.
Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, росо, оживляющая души.
Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное; радуйся, от всех бед быстрое избавление.
Радуйся, Утешительнице во всякой скорби; радуйся, из глубины погибели спасающая.
Радуйся, отрадо в день смерти; радуйся, единая Надеждо и по смерти.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 13
О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов…».

Икос1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице: «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:
Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия.
Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение.
Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим.
Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, апостолов похвало.
Радуйся, мученическое исповедание; радуйся, преподобных венче.
Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

_____________________________________

Церкви Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади

Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской икон ы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1812 году наполеоновские солдаты осквернили церковь, втащив в алтарь мертвую лошадь.

В сентябре 1918 года из храма украли чудотворную икону Казанской Божией Матери. В конце 20-х годов прошлого столетия собор отреставрировали на деньги прихожан. В 1936 году большевики уничтожили церковь, какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 годах Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. Главная святыня - чтимая икона Казанской Божией Матери.

Адрес храма: Москва, ул. Никольская, 3

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Через 10 лет готовый храм освятил митрополит Петербургский Амвросий.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года. В 1812 году здесь выставили военные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же похоронили фельдмаршала М. И. Кутузова. В Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского.

В 1932 году храм закрыли, чуть позжже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991 году.

Главная святыня собора - чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Адрес храма: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века. Церковь была расписана лишь в начале ХХ века. В советские годы храм был закрыт лишь во время Великой Отечественной войны в 1941 и 42 году.

Главная святыня - икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 года в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советские годы икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Адрес храма: Москва, просп. Андропова, 39, строение 9

Казанская церковь в Иркутске

Храм строился 9 лет и был освящен в 1892 году. В возведении Казанской церкви участвовали многие состоятельные прихожане, жертвовавшие деньги, иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Храм закрыли в 1936 году. Здесь находились склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир».

В конце прошлого века святыню вернули верующим. Сейчас это главный храм Иркутской и Ангарской митрополии.

Адрес храма: Иркутск, улица Баррикад, 34/1

Казанская церковь в селе Казанское

Храм построен в середине ХI Х века. По преданию, жителям села в 1812 году явилась икон а Казанской Божией Матери и помогла местному ополчению воевать с отрядами наполеоновских солдат. По другой версии церковь начали возводить после благословения святителя Филарета (Дроздова), котооый побывал здесь и подарил местным жителям икону.

Храм возводили с 1859 по 1863 год. В советские годы церковь не закрывалась, и в ней находились святыни из соседних закрытых храмов.

Адрес храма: Московская обл., Павлово-Посадский р-н, Казанское с.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икон а Казанской Божией Матери явилась в 1579 году девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь, первой инокиней в котором и была главная свидетельница чуда. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву ту самую Казанскую икону, а затем вернуло ее обратно в обитель.

В годы советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994 году, а сама обитель с 2005 года стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма

Адрес храма: Казань, ул. Большая Красная, 5.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

В селе Ярополец Московской области находится один из самых известных заброшенных храмов Казанской иконы Божией Матери.

До революции 1917 года здесь находилась усадьба графов Чернышевых.

В 1780 году начали строить большой каменный храм, в котором предполагалось разместить фамильную усыпальницу. С самого начала храм преследовали неудачи - сперва умер глава рода, генерал – ф ельдмаршал Чернышев, затем обвалилась кровля почти построенной церкви. Недостроенн ый храм пришлось восстанавливать и приглашать нового архитектора -Карла Ивановича Бланка. Наконец, в 1797 году здание освятили, но его внутренняя отделка не была завершена.

В 1830 году святыня горела. Лишь в конце XIX века в храме появились иконы, но не на дереве, а на холстах. Они скорее напоминали картины.

Очень необычна форма этого здания. Храм состоит из двух симметричных «церквей»- приделов, вытянутых по горизонтали. Над центральным входом в здание можно увидеть символ «Всевидящего ока» – глаз в треугольнике. Непривычный вид святыни в сочетании с таким символом настораживал людей. Пошли слухи о том, что на самом деле это «масонский храм».

Церковь Казанской иконы Божией Матери сильно пострадала в годы гонений. Ее несколько раз грабили. Во время Великой Отечественной войны в западную часть храма попал снаряд.

После войны святыню вернули верующим, но в 1966 году умер священник, служивший здесь. Церковь превратилась в дом культуры, в 70-е годы ее попытались отреставрировать, но денег было мало, работы остановились, а храм еще раз ограбили.

В 2006 году святыня была в ужасном состоянии «Протекает крыша, отчего вода размывает лепнину в интерьере. Обвалился угол портика на главном фасаде, грозят падением колонны. Замечательное произведение архитектуры погибает на глазах». Недавно храм передали Русской Православной Церкви, которая занялась его восстановлением.

4 ноября 2014 года православные верующие празднуют день Казанской иконы Божьей Матери. Казанская икона Божьей Матери считается покровительницей земли русской. Православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России. Эту икону многие называют заступницей русской земли.

Обретение Казанской иконы Божьей Матери

История иконы Казанской Божьей Матери — пример чуда, которые свершались во имя справедливости, любви и мира. В 1552 году после взятия Казани царь Иван Грозный заложил собор во имя Пресвятой Богородицы. Спустя год была учреждена казанская епархия.

В 1579 году случился пожар, который уничтожил половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане заговорили, что это явление гнева русского Бога. Именно тогда девятилетней дочери стрельца, Матрене, явилась Божья Мать и велела найти на пепелище икону. Девочке никто не верил, кроме ее матери. Тогда женщина сама пошла на пепелище и нашла там икону Божьей Матери. В пожаре икона совсем не пострадала. Говорили, будто лик ее был пречистый, словно икона была только что написана. После этого с Казанской иконой Божьей Матери было связано много чудес. В честь этой иконы возводили храмы и соборы.

Фото Казанской иконы Божьей Матери

Праздник Казанской иконы Божьей Матери был установлен в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Когда русское войско ополчилось против польских захватчиков, то впереди они несли Казанскую икону Божьей Матери. Вражеское войско было повергнуто, а русские люди воочию убедились в чудотворной силе этой иконы. В день победы над польским войском, русская армия совершила крестный ход на Лобное место с Казанской иконой.

Где находится Казанская икона Божьей Матери сейчас

С момента обретения Казанской иконы Божьей матери она хранилась в приходской церкви Николы Тульского, настоятелем которой был Гермоген. Позже икону перенесли в Богородицкий монастырь, построенный на месте пепелища, на котором была найдена икона.

В начале 20 века икона Казанской Божьей Матери была украдена. Преступника поймали, но иконы у него не оказалось. Судя по документам, драгоценности, которыми была украшена эта икона, он продал, а саму ее разрубил на части. Однако после выяснилось, что икона была продана. Долгое время она находилась в частных коллекциях, побывала в США, Южной Америке и у папы Римского, который в 2005 году вернул ее в Россию.

13 марта 2011 года Патриарх Кирилл вручил икону членам космического экипажа корабля «Юрий Гагарин». В апреле того же года космический корабль доставил иконы Казанской Божьей Матери на МКС. Она хранится в российском сегменте станции.

Икона Казанской Божьей Матери для всего православного мира имеет большое значение. В праздник Казанской иконы Божьей Матери принято молиться о заступничестве и благодарить Пресвятую Деву Марию за ее поддержку и защиту русской земли. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

03.11.2014 08:06

От подарка, полученного на крестины, во многом зависит благополучие человека, ведь этот день - один...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

В православии существует несколько особо почитаемых образов, среди которых не последнее место занимает Богоматерь – одна или с Младенцем Христом. Один из наиболее известных и старых образов – Казанская икона Божьей Матери, история которой началась 4,5 века назад.

Вконтакте

Одноклассники

История

Одна из наиболее почитаемых икон Богоматери была обретена в 1579 году. В том году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Он начался возле Никольской церкви, перекинулся на Кремль и дома. Спустя неделю дочери стрельца (по некоторым сведениям купца) Дмитрия Онучина, десятилетней Матроне привиделся сон: в нем Богородица указывала место и велела достать икону.

Мало кто с первого раза поверил девочке, но сон повторялся трижды, и родители пришли проверить. Пришли на место, указанное во сне, начали копать и на глубине около метра обнаружили , замотанную в рубаху. Те, кто пришел на раскопки отмечали, что когда образ вытащили, он сверкал, будто был только что написан и совершенно не пострадал, хотя был под слоем пепла.

На месте обретения образа был построен Богородицкий девичий монастырь , в котором и оставили икону Казанской Богоматери. Примечательно, что первой его монахиней стала сама Матрона , когда выросла, принявшая имя Мавры. Также в Москву был отправлен список (копия) с иконы. В 1594 году в «Повести о чудесах Богородицы» автора Казанского митрополита Гермонена было отмечено, что сразу после обретения икона начала совершать чудеса : двое слепых, которые несли ее, исцелились. Однако до 30-х годов XVII века икона была местной и почиталась в основном в Казани.

Во время польско-литовской оккупации митрополит Гермоген благословил иконой первое ополчение. И хотя оно понесло поражение, призыв митрополита сражаться за веру, икону и Родину стал причиной формирования Второго ополчения. После его победы и освобождения страны от вражеских войск список с иконы перенесли в приходской храм князей Пожарских на Лубянке. В 20-х годах XVII века, когда князь построил новый Казанский собор, копию перенесли туда. После его разрушения в первой половине XX века копию перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

В следующие 1,5 века копии с иконы были распространены по многим храмам и монастырям. В XIX веке Казанская икона почиталась наравне с Владимирской и Смоленской, а в народе ходили легенды о многочисленных чудесах, совершенных Божьей Матерью. Примечательно, что чудеса совершал не только «оригинал», но и копии: в источниках упоминается около 500 чудес, совершенных копиями.

К сожалению, обилие списков привело к тому, что месторасположение оригинала уже в XIX веке не было точно известно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что он хранился в Казанском Богородицком соборе .

Утрата и последующие «находки»

В 1904 году икона Казанской Богоматери и образ Спасителя были похищены. Обе иконы были в драгоценных окладах, также украли деньги. Вором оказался крестьянин Варфоломей Чайкин. Он признался, что снял все драгоценности с окладов и продал их, а саму икону сжег. Это подтвердилось в ходе розыска, но позднее грабитель несколько раз менял показания, из-за чего появились версии о ее спасении: о продаже старообрядцам, похищении копии. Последняя версия связана с тем, что последняя игуменья Казанского собора из-за нескольких попыток кражи начала на ночь заменять ее копией. Но исследователи не подтверждают эти версии.

После нескольких десятилетий икона была обнаружена за границей: в 1950 году ее приобрел английский коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес. Через 20 лет русские католики смогли выкупить икону и передали ее в португальский город Фатиму, где для иконы построили отдельную церковь. Однако в 1993 году образ вновь перевезли – на этот раз в Ватикан к Папе Римскому. Через 11 лет, в 2004 году, ее передали Патриарху Московскому Алексию II. С тех пор она хранится в резиденции Патриарха.

К сожалению, несмотря на схожий с похищенным оклад образа, это не оригинал . Исследователи отметили, что переданная икона является копией, сделанной в XVIII веке и имеет ряд отличий в рисовании, которые характерны для того времени: голова Божьей Матери сильнее повернута к зрителю, сами черты лица более «русские».

Сегодня имеются только копии Казанского образа, которые распространены по стране. Самая ранняя копия (1606 года) хранится в московской Третьяковской галерее. Другой список, считающийся наиболее приближенным к старинному оригиналу, находится в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга . Еще одна копия в Санкт-Петербурге размещена в Казанском соборе.

В 2011 году Казанскую икону даже направили в космос. Ее передали экипажу космического корабля «Юрий Гагарин» для передачи на российскую часть международной станции. Патриарх подчеркнул, что Богоматерь будет защищать всю землю, оберегая ее жителей.

Описание

Икона Казанской Богоматери относится к типу , сокращенному варианту, что переводится с греческого как «Путеводительница, Указывающая Путь» . Будучи человеком, Богоматерь является «дорогой» между людьми и Христом, она связывает два мира, проводит верующего между ними к спасению.

Согласно преданию, первый такой тип был написан еще евангелистом Лукой, позднее привезен в Константинополь. Эта икона и стала прообразом для Казанской.

На иконе Богородица изображена по грудь, слева от нее на руках сидит Младенец Христос. Голова Богородицы слегка наклонена к ребенку, сам Христос сидит прямо, его лицо расположено строго в анфас. Его правая рука сложена в двуперстие, которым он благословляет людей. В некоторых копиях пальцы Христа сложены так, чтобы обозначать две греческие буквы – первые буквы имени Иисус Христос.

Раньше икона имела богатое украшение: ее покрывали золотом и жемчугом, драгоценными камнями. На праздники икону облачали в две ризы – золотую и из жемчуга и камней. В обычные дни риза была более скромной, но не менее ценно: с золотыми венцами и бриллиантовыми розами. Икона меньшего размера обычно имела двойной кивот. На внутренней раме изображали 12 маленьких икон, посвященных православным праздникам.

Основным значением образа является явление в мир Христа, поклонение ему . Младенец является центром композиции: на иконе показано величие Христа, явившегося миру. Богоматерь же изображена на втором плане, она как бы представляет сына людям. В отличие от Владимирского образа («Умиление»), показывающего любовь матери к ребенку, Казанский образ более величественен и строг. Его задача – возвеличить Сына Божьего и его Мать .

Праздники

Праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечается дважды:

  1. 21 июля (8 июля по старому стилю) – «Летняя Казанская» . Это дата обретения образа. В этот день икону вытащили из земли в том месте, которое было указано Матроне;
  2. 4 ноября (22 октября по старому стилю) — «Осенняя Казанская» . Она посвящена освобождению Москвы. Этот праздник был образован в 1649 году и посвящен победе русского ополчения в бою против польских захватчиков в 1612 году. Раньше он был нерабочим днем, но с приходом Советского Союза празднование было отменено. С 2005 года 4 ноября отмечается День народного единства и ставится выходной.

На оба праздника совершается одна и та же служба: ее автором стал патриарх Гермоген . В ней просят о защите и благословении всего народа.

В Казани в эти дни проводят крестные ходы от Благовещенского собора до Богородицкого монастыря, где была обнаружена икона. Эти шествия начали проводить с 2000 года, а в 2013 году маршрут изменили: теперь он пролегает вокруг Казанского Кремля. В 2005 году крестный ход проходил при участии Патриарха Алексия II.

О чем молятся

Главное значение иконы – путь от человека к Христу, помощь в поиске пути к Богу. Иконе молятся о:

  1. Защите, поддержке и утешении в тяжелых жизненных ситуациях и бедах;
  2. Защите солдат и военных, несущих службу или призванных на войну. Обычно молятся за сыновей или внуков;
  3. Излечении болезней и недугов, особенно часто к помощи прибегают при болезнях со зрением;
  4. Обретении зрения в духовном смысле, нахождение правильного пути, принятии верных решений, избавлении от соблазнов. Нередко рассказывают, что Богородица, явившись во сне, помогала уберечься от беды советом или исправить уже случившееся;
  5. Защиты семьи от невзгод и ссор, принесении гармонии в отношения и благополучия.

Особенно тепло Казанская Богоматерь относится к детям и молодым супругам: этой иконой благословляли жениха и невесту, ей молились о счастье семьи и здоровье и защите детей. Также женщины, как хозяйки дома, могут просить защиты, мира и процветания для семьи.

Считалось, что если день свадьбы пришелся на праздник Казанской Богородицы, то молодых ждет счастье, любовь и понимание. Образ, поставленный в изголовье детской кровати, поможет уберечь ребенка.

Молиться можно в храме и дома, лучше всего делать это утром. Для проведения молитвы необходимо:

  1. Сразу после пробуждение нужно как следует умыться и перекрестить руки, думая только о хорошем, настроившись на спокойное и радостное общение;
  2. «Очистить» мысли: необходимо сосредоточиться на обращении к Божьей Матери, на время выбросив из головы все житейские мысли и заботы;
  3. Далее, необходимо зажечь свечи перед иконой, встать на колени и начать молитву. Можно воспользоваться «готовой» или сказать своими словами – искренне, от всей души. Главное, чтобы в молитве не было ни одного негативного пожелания или просьбы – Богоматерь является защитницей и не может наказывать.

Хорошо принимает Казанская икона Божией Матери стихи: их также можно использовать вместо молитвы.

икона Казанской Божией Матери




Приметы

  1. В этот день ранним утром женщины шли собирать березовые листья, покрытые инеем, а после смотрели в него, как в зеркало. Считалось, что это поможет сохранить здоровье и красоту на весь следующий год;
  2. Дождь считался хорошим признаком. Говорили, что это слезы Богородицы, которая вымаливает прощение у Бога за людей и просит о благополучии и хорошем урожае;
  3. Сухая же погода свидетельствовала о плохом урожае и возможных бедах;
  4. Некоторые приметы относились уже к погоде: утренний туман предвещал тепло, дождь – скорый снег, яркое солнце – солнечную зиму.

Вывод

Казанская икона Богоматери с Младенцем является одним из самых известных и почитаемых образов в православии. Она была обретена во второй половине XVI века в Казани после явления знамения, после перенесена в Москву. Перед ней молились многие российские цари и императоры перед важными битвами. И хотя оригинал был утрачен в начале XX века, к Казанской Богоматери по-прежнему приходят с просьбами о помощи.

Значение которой невозможно переоценить, - очень сильный образ, который защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. О ее чудесах ходят легенды, но молодое поколение не всегда знает не только о ее особенностях, но и достаточно интересную историю. Поэтому начнем с небольшого экскурса в прошлое.

Казанская икона Божией Матери. История

Кто написал этот светлый образ и какова его общая предыстория, доподлинно неизвестно. Точные сведения до нас начали доходить только с 1579 года. Тот год был очень тяжелым для казанской земли. Лето было засушливым и жарким, от чего возле церкви Николая Тульского начался пожар. Пламя быстро перешло сначала на Кремль, а потом и на дома простых людей, уничтожив часть города. Мусульмане и язычники, коих было великое множество на этих татарских землях, не так давно отвоеванных русским войском под началом царя Ивана Грозного (1552 год), радовались, и говорили, что православной вере в этих краях пришел конец. И действительно, многие стали сомневаться и роптать. Когда же народ все-таки отстроился, то одной девятилетней девочке по имени Матрона было во сне видение, в котором сама Божья Матерь пришла и указала место, где была погребена икона. Она повелела сказать об этом воеводам и архиепископу. Но над девочкой только посмеялись. После третьего повторения сна, мать с дочерью, а с ними и остальные люди, пошли искать в указанном месте икону. Кто бы ни копал, икона не находилась, но стоило Матроне приступить к работе, как образ был сразу найден.

Он был завернут в лоскут ткани и выглядел так, словно его только что написали. Эту икону сразу определили в церковь. значение которой еще не было известно, как и то, откуда она вообще появилась в том месте, с первого же дня проявила свою чудесную силу, исцелив множество людей. Среди них особенно выделили Иосифа и Никиту - слепых нищих, которые не видели годами, но после молитвы у образа сразу же прозрели.

Такое чудесное явление святого образа помогло укрепиться людям в вере и вновь вернуться на путь истинный. На месте обретения иконы Иоанн Грозный приказал отстроить монастырь с женской обителью, в которой первой инокиней стала все та же Матрона (а позже и настоятельницей). Со временем образ был перенесен в икона Божьей Матери (значение ее) была оценена сразу, поскольку благодаря ей произошло множество чудесных исцелений не только в физическом, но и духовном плане. Слава ее росла день ото дня.

Позже с этой иконой связывали не только исцеления физические и духовные, но и множественные победы над врагами земли русской. С нее делали списки и рассылали по церквям. Но, как неожиданно икона появилась, так и исчезла. В 1904 году она была украдена, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

Казанская икона Божьей Матери. Значение

Так как оригинал образа не сохранился до наших дней, а если точнее, то был утрачен, судить о том, как и кому она помогает, остается только по спискам. Как уже говорилось ранее, значение имеет особое при исцелении незрячих. Причем это касается не только физически слепых, но и утративших духовную способность видеть, потерявшихся в пути.

Кроме того, данный образ считается оберегом земли русской от иноземных захватчиков. Она является Путеводительницей, указывающей правильный путь. Также икона Казанской Божьей Матери является венчальным образом, которым благословляют молодых, защищают их брак. Молитва перед этой иконой поможет каждому, кто просит от всего сердца. Держа ее у себя в доме, вы защищаете его от бед, а если поместить образ около детской кроватки, то никакие бесы, злые чары и прочее потустороннее естество не коснется ребенка. Если просить у образа помощи в трудной ситуации, то вы быстро найдете выход из нее.

Казанская икона Божией Матери на протяжении веков является одной из любимых на Руси в целом и особенно в престольном граде Москве – ведь именно чудо от Казанской иконы связано с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Где поклониться Казанской иконе в Москве?

Казанская икона Божией Матери

В Москве сегодня присутствует множество чтимых и чудотворных списков Казанской. В праздничный день пройдемся по центру столицы. И начнем нашу прогулку с Красной площади – именно там находится собор в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1636 году и разрушенный триста лет спустя. Только в 1993 году церковь была восстановлена. В соборе находится чтимый образ Божией Матери «Казанская».

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

С Красной площади через Манежную, по улице Моховой, а оттуда – по улице Волхонка не спеша дойдем до храма Христа Спасителя. В нижней церкви Преображения Господня находится простая новой работы икона Божией Матери «Казанская» – ее очень почитают прихожане.

Преображенская церковь храма Христа Спасителя

Перейдем Соймоновский проезд, пройдемся до храма пророка Илии в Обыденском переулке – здесь, среди многих святынь храма, есть и Казанская икона Божией Матери (а также другие чтимые иконы: Владимирская, Феодоровская и наиболее известная святыня храма – чудотворный образ «Нечаянная Радость»).

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Выйдем на Бульварное кольцо – дойдем до конца Гоголевского бульвара, свернем в Малый Афанасьевский переулок, оттуда – в переулок Филипповский. В храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье) в иконостасе левого придела святого апостола Филиппа находится Казанская икона Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

Дойдем до метро «Арбатская», доедем до станции метро «Бауманская» и прогуляемся до Елоховского собора. Главный московский храм советского периода – сокровищница многих святынь. Среди них и чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Елоховский Богоявленский собор

Неподалеку, между станциями метро «Курская» и «Таганская», в Лыщиковом переулке, стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. В нем находится множество святынь – в том числе чтимые образы Покрова, Тихвинская и Казанская (также в храме пребывают в раке мощи священноисповедника Романа (Медведя), прославленного в числе новомучеников и исповедников Российских).

Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе

Снова сядем в метро, проедем по «кольцу» и выйдем на станции метро «Новослободская». В двухстах метрах от метро, в Нововоротниковском переулке стоит храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Здесь находится чтимый образ Божией Матери «Казанская», писанный на стекле.

Храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках

И вернемся либо по кольцу (до «Октябрьской»), либо по Серпуховско-Тимирязевской «серой» ветке (до Боровицкой) и на троллейбусе – в точку, находящуюся совсем недалеко от места, с которого мы начинали наше путешествие. Храм святителя Николая на Берсеневской набережной – один из самых «традиционных» в Москве. Там, кроме частиц мощей святителя Феофана Затворника и святого праведного Симеона Верхотурского, пребывает и чтимая Казанская икона Божией Матери.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх