Коротко о состоянии тихоокеанского флота. Тихоокеанский флот вмф россии Основание тихоокеанского флота

Военно-воздушные силы и Военно-морской флот, такая структура позволяет максимально обеспечить безопасность государственных границ и отстаивание интересов нашей страны. В последние годы Министерство обороны Российской Федерации делает особый акцент на развитии именно Военно-морского флота, и в частности тихоокеанской акватории.

Определение

ВМФ включает в свой состав четыре военных объединения: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флот, а также флотилию на Каспийском море. Каждая из этих военизированных частей выполняет множество важнейших задач, основная из которых - обеспечение безопасности границ Российской Федерации.

Уже несколько десятков лет корабли тихоокеанского флота ВМФ России на постоянной основе находятся в Азиатско-тихоокеанском регионе. Все страны уже давно привыкли считаться с военизированными морскими силами Российской Федерации, территория операционной зоны которых простирается от Северного Ледовитого океана вплоть до западных границ Индийского океана.

Тихоокеанское объединение является оперативно-стратегическим объединением Военно-морского флота РФ. В его состав входят надводные и подводные корабли, авиация, сухопутные и береговые войска.

История

В XVII веке власти Российской империи впервые обратили внимание на тихоокеанский регион. Первооткрывателем дальневосточных морей называют казацкого сотника Ивана Москвитина, именно его команда нашла выход в Охотское море, ранее называющееся Великое Ламское. После первых успешных путешествий были организованы еще несколько исследовательских экспедиций, так, промышленник Ф. А. Попов смог пройти по устью Колымы до Камчатки и даже до Анадырского острога.

Свое начало берет тихоокеанский флот ВМФ России в XVIII веке, когда в Охотске был основан единственный судостроительный порт России на Дальнем Востоке, где чуть позже спустили на воду первый военный корабль «Восток». Благодаря вновь отстроенной базе исследователям и промышленникам стало гораздо легче продолжать исследование берегов Дальнего Востока и выходов к Китаю и Америке. В 1721 году была составлена первая карта этих берегов, а несколько лет спустя указом императрицы Анны Иоанновны здесь была официально образована Охотская военная флотилия.

Боевая история

Поначалу деятельность вновь созданного флота была направлена на несение дозорной службы, охрану вновь открытых земель и обеспечение сохранности зон рыбных промыслов. Также здесь постоянно располагался пункт базирования разного рода исследовательских экспедиций, среди которых были промышленники, торговцы и ученые. Например, здесь были построены два корабля, на которых Витус Беринг совершил свои знаменитые путешествия и открытия.

В середине XVIII века правительство страны, наконец, осознало, какое важное стратегическое значение имеет этот регион, сюда были направлены лучшие корабли и фрегаты империи, главной базой флота стал Петропавловск-Камчатский. На протяжении многих лет военные корабли тихоокеанского региона выполняли важнейшие боевые задачи. Так, в 1900 году русские принимали непосредственное участие вместе с другими европейскими державами в подавлении восстания в одной из провинций Китая. Большие потери флот потерпел во время русско-японской войны, на тот момент противник был лучше оснащен, к тому же действовал внезапно.

В 1941 году большая часть техники была перенаправлена на Северный флот для борьбы с нацистскими войсками. А в период ведения Холодной войны между США и СССР корабли и подводные лодки с атомным арсеналом, в тот момент находящиеся в этом регионе, стали сдерживающим фактором в противостоянии двух мировых держав. Сегодня же корабли Тихоокеанского флота ВМФ России, а также другая боевая техника, в том числе и атомная, обеспечивают круглосуточную защиту интересов нашей страны на восточных границах.

Тихоокеанский флот сегодня

После развала СССР Тихоокеанский флот, так же как и вся армия нового демократического государства, оказался на грани развала. Ситуация осложнялось и тем фактом, что все военные объекты находились очень далеко от Москвы, и контроль на местах был очень слабым. На протяжении нескольких лет боевые корабли бесследно исчезали, продавались целиком или по частям, а по факту хищений были заведены сотни уголовных дел по отношению к высшим и низшим армейским чинам.

Только в последние десять лет, с принятием правительством нового вектора развития оборонного комплекса страны, Тихоокеанский флот ВМФ России, наконец, получил новое развитие. Ежегодно состав флота пополняется новыми современными единицами боевой техники. Улучшилась и подготовка личного состава, так как стало меньше солдат срочной службы, их заменили профессиональные военные.

Планы развития

Несмотря на положительные тенденции развития, современное состояние Тихоокеанского флота ВМФ России не позволяет с уверенностью говорить о его полной подготовке к возможному нападению противника. Практика показывает, что даже с текущими боевыми задачами некоторые военные части справляются в неполной мере. Такими, как предотвращение нападений и борьба с морскими пиратами, эскортные операции и т. д.

Поэтому Министерство обороны Российской Федерации и Правительство страны разработали специальную программу развития морского флота, реализовать ее предполагается до 2020 года. Обновление коснётся в первую очередь технического оснащения флота, в строй будут введены новые единицы боевой техники, в том числе современные авианосцы, вертолетоносцы и атомные крейсеры. На 2024 год запланирован выпуск нескольких новых корветов, шести дизельных подлодок, трех фрегатов и семи тральщиков. А также в планах провести модернизацию уже функционирующих подводных лодок с атомными реакторами.

Руководство

С 2012 года командующим Тихоокеанским флотом является Авакянц Сергей Иосифович 1958 года рождения. Он закончил несколько престижных военно-морских высших образовательных учреждений. Начинал службу на Севере, позже был назначен главой штаба Черноморского флота. С 2014 г. ему присвоено звание адмирал. Имеет ряд государственных наград за отличную службу и боевые заслуги. Командующий Тихоокеанским флотом регулярно инспектирует ход проведения реформирования военно-морского флота: подготовку личного состава, строительство новых военных городков, состояние боевых единиц техники.

Как и другие командующие флотов, входящих в состав ВМФ, С. И. Авакянц непосредственно подчиняется главнокомандующему Военно-морского флота адмиралу В. И. Королеву и первому его заместителю вице-адмиралу А. О. Воложенскому.

Основные задачи

В последние годы, из-за смены геополитических сил, все большее значение приобретает именно Тихоокеанский флот ВМФ России. Его задачи определяются общими положениями обороны страны с поправкой на специфику данного региона. Сегодня флот способен выполнять следующие действия:

  1. Осуществлять мероприятия по сдерживанию возможных ядерных атак, постоянно находиться в готовности, а также в случае необходимости наносить удары по земным объектам противника.
  2. Обеспечивать защиту территорий, где существует экономическая заинтересованность государства.
  3. Принятие мер по пресечению незаконной деятельности граждан или организаций.
  4. Одной из главных задач Тихоокеанского флота является обеспечение защиты государственной территории от незаконного пересечения, контроль над перемещением торговых судов.
  5. Осуществление международных операций, совместных учений, антитеррористических акций и т. д.

В случае реальных боевых действий в обязанности флота входит уничтожение группировок противника на море, нарушение вражеских морских коммуникаций, одновременно с защитой своих, а также высадка десанта и другие стратегические задачи, продиктованные конкретной ситуацией.

Состав флота

Большая часть боевой техники Тихоокеанского военно-морского флота была выпущена в 80-х годах и сегодня требует серьезной модернизации. Часть из имеющегося арсенала и сейчас остаётся в ремонтных доках, насчет некоторых же вообще было принято решение об утилизации.

Сегодня в состав Тихоокеанского флота входят следующие боевые единицы:

  • единственный крейсер «Варяг», построенный еще в 1980 году, он является одним из флагманских кораблей флота;
  • эсминец под названием «Быстрый», был спущен на воду в 1987 г., базируется во Владивостоке;
  • противолодочные корабли в числе трех, созданных по проекту «Овод»;
  • четыре обычных ракетных корабля и одиннадцать больших, выпущенных еще в советский период;
  • восемь противолодочных кораблей по проекту «Альбатрос» - «Холмск»;
  • катера, предназначенные для совершения диверсий в тылу врага;
  • восемь тральщиков;
  • пять обычных десантных кораблей, а также три больших.
  • пять ракетных подводных крейсеров;
  • атомные подводные лодки Тихоокеанского флота, на борту которых располагаются крылатые ракеты;
  • атомная подводная лодка «Щука», предназначенная для поражения целей разного характера;
  • кроме того, шесть дизельных подводных лодок проекта «Палтус».

Специалисты отмечают, что в таком состоянии флот не может в полной мере обеспечить выполнение боевых задач по охране стратегически важных государственных территорий. Поэтому планируемые до 2020 года государственные реформы должны кардинально изменить такое положение дел.

Самолеты ВМФ

Годом создания морской авиации Тихоокеанского флота считается 1932 год, а спустя шесть лет летчики успели отличиться в боях с японцами у берегов Камчатки. За все время существования морских летных подразделений они не раз выполняли важнейшие боевые задачи в регионе, например пятнадцать офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сегодня авиация Тихоокеанского флота обладает современным ракетным вооружением и способна совершать боевые вылеты в любых погодных условиях. В ее состав входят истребители, противолодочные самолеты, транспортировщики и специальные единицы. Базы находятся на Камчатском полуострове, в Хабаровске и в Приморье. В их обязанности входит ежедневное контролирование дальневосточных границ России, проведение поисковых операций, а также ведение разведки. Ежегодно здесь проходят соревнования военизированных авиационных частей, целью которых является отработка необходимых навыков ведения боя, разминирование техники или строений, выполнение полетов в экстремальных условиях и т. д.

Сотрудничество с другими странами

Только лишь реформированием материально-технической базы нельзя обеспечить повышение эффективности отечественных морских войск, поэтому Министерство обороны России и командование Тихоокеанского флота ежегодно проводят крупномасштабные международные учения в данном регионе.

В последние годы Россия усиленно налаживает партнёрские отношения с Китаем, эта страна имеет не только крупнейшую экономику в мире, но и самую многочисленную армию. Итогом этого сближения стали тысячи междуведомственных соглашений, а также регулярно проводимые совместные стратегические учения.

Примечательные даты

Днем Тихоокеанского флота считается 21 мая, в этот день в 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ, утверждающий Охотскую военную флотилию в качестве постоянной военной базы России на востоке. Праздник был учрежден в 1999 году указом президента РФ, сегодня на этот день обычно назначают специализированные конкурсы и соревнования между разными частями.

Но многие моряки называют датой рождения современного Тихоокеанского флота 21 апреля 1932 года, когда в ответ на агрессию Японии были сформированы Морские силы Дальнего Востока.

Скандалы

В 1990 годы командование Тихоокеанского флота неоднократно оказывалось в криминальных хрониках, многие объекты инфраструктуры неожиданно оказывались в руках частных лиц, а боевые корабли бесследно исчезали.

Скандалы последних лет связаны с проведением реформирования, рассчитанного до 2020 года. Так, правительство России планировало закупить партию вертолетоносцев «Мистраль», производством и продажей которых занималась Франция. Но из-за несогласия с политикой Москвы и по некоторым экономическим вопросам сделка была отменена французской стороной в одностороннем порядке. Россия так и не получила обещанные корабли, а Париж должен будет выплатить огромную неустойку.

Любое государство во все времена можно было охарактеризовать, анализируя три основных аспекта, а именно: уровень свободы граждан, превалирующий метод регулирования общественных отношений, развитость силовых структур и вооруженных сил. Последний элемент имеет большое значение даже в современном мире. Казалось бы, зачем сегодня нужна сильная армия, если большинство масштабных военных конфликтов были окончены еще в XX веке? Ведь действительно значимых международных проблем сегодня попросту нет. Тем не менее XXI век, как показали последние события, не является «оазисом» стабильности. Большинство государств не доверяют иным представителям международной арены. Подобный режим взаимодействия представляет собой бомбу замедленного действия, которая может в будущем перерасти в полноценную войну. Чтобы такого не случилось, государства обязаны наращивать военную мощь для подавления любого рода провокации. Следует отметить, что в некоторых государствах сегодня уже существуют высокомобильные и боеспособные подразделения. К числу подобных стран относится Российская Федерация. В составе её вооруженных сил присутствует Тихоокеанский военно-морской флот, который имеет крайне интересную историю и ряд характерных особенностей.

ВМФ Российской Федерации

Флот является основной боевой группировкой на воде. На протяжении всей истории данный вид войск модернизировался и становился все более смертоносным. Что касается России, то наше государство не всегда славилось развитыми военно-морскими силами, если сравнивать их с аналогичными подразделениями Англии, Испании и Португалии. Тем не менее прорубленный Петром I «выход в Европу» дал возможность развить новый сектор военного искусства. На сегодняшний день Российской Федерации - это одна из составляющих вооруженных сил государства. Она имеет свою структуру и ряд функциональных задач, отличающихся спецификой.

Состав ВМФ

Структуру Военно-морского флота можно рассматривать с двух позиций. В первом случае необходимо брать во внимание отдельные подразделения, входящие в представленный род войск. На сегодняшний день в присутствуют:

  • надводные и подводные силы;
  • морская авиация;
  • береговые войска флота.

Но помимо деления на конкретные силовые структуры, весь Военно-Морской флот Российской Федерации делится на определенные части, образованные стратегической необходимостью и территориальной расположенностью. В соответствии с этим выделяют:

  • Балтийский.
  • Северный.
  • Каспийский.
  • Черноморский.
  • Тихоокеанский флот.

Последняя группировка является одной из самых масштабных, если учитывать численность техники и личного состава.

ВМФ России - Тихоокеанский флот

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальности. Флот в данном случае - это способ защитить основные выходы державы к Мировому океану. России является военной группировкой одноименного рода войск, входящего в Вооруженные силы государства. В его составе присутствует большое количество специальных технических средств. С их помощью группировка обеспечивает безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Поистине легендарная история представленной военной группировки обусловила её популярность и авторитет. Данный факт проявляется в существовании памятной даты, посвященной этому структурному подразделению вооруженных сил. Таким образом, 21 мая - это день Тихоокеанского России.

Имперский период в истории тихоокеанской группировки ВМФ

Территория Российской Федерации простирается на многие километры. Поэтому государство имеет множество выходов к морю. Но Тихоокеанский флот существовал далеко не всегда. Отправной точкой в его истории является 1716 год, когда был создан Охотский военный порт. На протяжении долго времени данная локация являлась основной морской базой на дальневосточных территориях. Следующим этапом развития структурного элемента ВМФ стал 1731 год. Эта дата ознаменовала появление Охотской военной флотилии, указ о создании которой был отдан императрицей Анной Иоанновной.

Свое первое крещение Тихоокеанский флот получил в 1854 году. С 18 по 24 августа два корабля, «Аврора» и «Двина», оказывали сопротивление превосходящей по силам англо-французской эскадре. В начале XX века Российская Империя начинает наращивать мощь тихоокеанской группировки в связи с обострением конфликтов с Японией. В этот период Тихоокеанский базируется на пункте, известном как Порт-Артур.

В 1904 году, в ходе русско-японской войны большая часть имперского флота была уничтожена, так как силы противника на море были превосходящими.

Тихоокеанский флот ВМФ России сыграл значимую роль в процессе становления власти советов на Дальнем востоке в 1917 году. Большая часть матросов группировки боролась за становление «красного» режима. Однако Тихоокеанский флот в 1926 году был расформирован. Восстановление подразделения произошло лишь через 6 лет. А уже с 1937 года начинает функционировать Тихоокеанское военно-морское училище. В период Второй мировой войны подразделение боролось с немцами и японцами.

После обретения РФ независимости Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье, начал стремительно развиваться. Эволюция этого подразделения вооруженных сил объясняется достаточно просто. Дальний Восток представляет важное стратегическое значение. Потому его защита является первостепенной задачей. В соответствии с этим в 2000 годах начинается тотальное техническое обновление Тихоокеанского флота.

На сегодняшний день представленное подразделение является одним из наиболее боеспособных, если анализировать всю структуру ВМФ. Тихоокеанский флот ВМФ России, контакты которого можно найти в интернете, имеет целый спектр функциональных направлений, которые будут представлены далее.

Основные задачи группировки

На сегодняшний день возникает множество вопросов о том, чем занимается Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье? Даже невзирая на относительно мирный климат, царящий во всем международном сообществе, упомянутая в статье военная группировка выполняет огромное количество функциональных задач.

  1. Тихоокеанский флот ВМФ России обеспечивает поддержание стратегических сил в боевой готовности для сдерживания возможной ядерной агрессии.
  2. Группировка защищает основные экономические районы в подконтрольном регионе.
  3. Обеспечивает реализацию любого рода внешнеполитических акций: деловых визитов, учений, миротворческих операций и т. п.
  4. Тихоокеанский флот ВМФ России, фото которого представлены в данной статье, также занимается обеспечением безопасности судоходства.

Таким образом, подразделение реализует важные задачи на территории дальневосточного региона. С целью обеспечения эффективности выполнения основных функций в Охотском море действует сразу несколько баз группировки. На сегодняшний день существует пять основных мест, где расположен Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является главной базой. Помимо неё, технический и личный состав группировки располагается в Фокино, Большом Камне, Вилючинске и Советской Гавани. Таким образом, дальневосточный рубеж перекрывается сразу по нескольким направлениям, что позволяет формированию более эффективно реализовать свои задачи.

Техническое оснащение Тихоокеанского флота

В состав дальневосточной группировки ВМФ на сегодняшний день входит большое количество техники разного типа. Сегодня основой Тихоокеанского флота являются следующие технические средства, а именно:


Если анализировать техническую составляющую Тихоокеанского флота более детально, то его основу составляют крейсеры проекта «Орлан», миноносцы «Сарыч», малые противолодочные корабли «Альбатрос», ракетные катера «Молния», противодиверсионные катера «Грачонок» и т. д. Элитой подразделений подводного типа являются большие и малые атомные подлодки «Антей» и «Щука-Б».

Особенности организационного состава Тихоокеанского флота

Следует отметить, что в структуре подразделения имеются не только подводные и надводные силы, но еще и некоторые специальные формирования. К примеру, большое значение играют группировки морской пехоты, зенитно-ракетные подразделения и подразделения Данные формирования обеспечивают эффективное выполнение функциональных задач, а также высокий уровень безопасности на дальневосточных рубежах.

Но возникает логичный вопрос, чем знаменит Тихоокеанский флот ВМФ России, помимо упомянутой технической базы? Ответом является легендарный флагманский корабль "Варяг".

Флагман ТОФ

Тихоокеанский флот ВМФ России, база которого располагается во Владивостоке, имеет в своем составе основной, ведущий корабль. Флагман проекта 1164 «Варяг» был спущен на воду в 1982 году. Невзирая на свой возраст, корабль отлично подходит для выполнения боевых задач современности. Он способен развить скорость до 32 узлов. Автономность плаванья может продолжаться около 30 дней. «Варяг» может содержать на своем борту 680 человек экипажа и преодолевать расстояние в 7000 миль. Показатель водоизмещения корабля составляет 11 300 тонн.

Что касается военной мощи, то ракетный крейсер «Варяг» может соперничать со многими современными кораблями. Вооружение флагмана состоит из нескольких элементов. Это:

  • вертолет «Ка-27»;
  • 2 зенитных комплексатипа «Оса»;
  • 2 торпедных аппарата;
  • 8 зенитно-ракетных комплекса «Форт»;
  • 16 установок типа «Вулкан»;
  • 6 установок «АК-630»;
  • одна установка «АК-130».

Таким образом, корабль, если учитывать его технические характеристики, может с достоинством носить статус флагмана.

Деятельность флагмана

Даже с учетом авторитетного статуса корабля «Варяг», он является боевым ракетным крейсером, который можно применять для выполнения боевых задач, о чем уже было указано ранее. Наиболее яркими примерами деятельности флагмана за последнее время является его участие в нескольких операциях. Во-первых, «Варяг» принял участие в российско-индийских флотских учениях, которые проходили в 2015 году с 7 по 12 декабря. Во-вторых, 3 января 2016 года крейсер сменил корабль «Москва» и обеспечил выполнение боевой задачи. Его основной целью было прикрытие авиагруппы ВВС Российской Федерации, которая действовала в тот момент на территории Сирии. Все поставленные перед флагманом цели были выполнены. Поэтому уже к лету 2016 года корабль вернулся во Владивосток со всем экипажем на своем борту.

Заключение

Итак, мы попытались выяснить техническое состояние и основные задачи, которые осуществляет Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является основной базой формирования на сегодняшний день. Следует отметить, что группировка представляет собой одно из самых смертоносных и развитых подразделений в составе Вооруженных сил РФ. Поэтому за безопасность дальневосточных морских границ нашей державы можно не беспокоиться.

До распада Советского Союза развитию Тихоокеанского флота придавался особый приоритет. Это оперативно-стратегическое объединение советского ВМФ выполняло ряд особо важных задач, которые и были причиной соответствующего отношения к нему. Атомные стратегические подводные лодки Тихоокеанского флота находились на боевом патрулировании в Тихом и Индийском океанах и были готовы в любой момент нанести ракетно-ядерный удар по территории противника. Надводные корабли и многоцелевые подлодки отслеживали перемещение корабельных групп и субмарин вероятного противника, а специально созданная 8-я оперативная эскадра осуществляла патрулирование в Индийском океане и Персидском заливе. К сожалению, после распада СССР Тихоокеанский флот, как и другие составляющие обороны страны, потерял необходимую поддержку на государственном уровне. В результате за считанные годы его потенциал значительно снизился и даже через два десятка лет после начала катастрофических изменений Тихоокеанский флот далек от своих прежних возможностей.

Проект 667БДР «Кальмар»


В настоящее время в составе ТОФ есть только три подлодки, способные нести стратегические ракеты. Это корабли проекта 667БДР «Кальмар»: К-223 «Подольск», К-433 «Святой Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань». Самый новый из них – «Рязань» – начал службу еще в 1982 году и сейчас находится в ремонте. Три «Кальмара» тихоокеанского флота – последние представители этого проекта в ВМФ России. Десять других подлодок списаны и утилизированы либо проходят утилизацию, а еще одна (К-129 «Оренбург») переоборудована в носитель сверхмалых субмарин. Таким образом, в течение нескольких следующих лет все оставшиеся лодки проекта 667БДР будут выведены из состава флота ввиду морального и материального устаревания.

Состояние многоцелевых атомных подлодок Тихоокеанского флота выглядит не так плохо. В боевом составе флота числится по пять лодок проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б». Шесть многоцелевых субмарин обоих типов в настоящее время находятся на ремонте. Стоит отметить, что ход ремонта одной из подлодок (К-391 «Братск» проекта 971) недавно был жестко раскритикован министром обороны С. Шойгу. Дело в том, что эта субмарина уже шесть лет стоит в доке и единственный заметный результат такого ремонта – колоссальные затраты министерства обороны. Дата возвращения «Братска» в состав боеготовых сил до сих пор не названа.

К-490 и К-391 Братск. Тихий океан, Авачинская губа, бухта Крашенинникова

Самая лучшая ситуация наблюдается с дизель-электрическими подлодками. Из восьми субмарин проекта 877 «Палтус», в настоящее время небоеготовы лишь две – Б-187 и Б-394. Все остальные в строю и готовы к несению боевой службы. При этом лодки проекта 877 не являются самыми "молодыми" в составе Тихоокеанского флота. Они начинали свою службу с 1988 по 1994 год. Для сравнения, последний «Антей» (К-150 «Томск») вошел в состав флота немного позже, в 1996-м.

К-150 «Томск»


Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан»

Удручающе выглядит ситуация с ракетными крейсерами. Самый крупный корабль этого класса, «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», с конца девяностых годов находится в отстое. Время от времени появляются сообщения о возможном ремонте и модернизации корабля, но пока они остаются лишь словами. Второй ракетный крейсер Тихоокеанского флота в строю и является его флагманом. Это «Варяг» проекта 1164 «Атлант». Этот крейсер активно участвует в различных учениях и походах. По различным оценкам, «Варяг» сможет прослужить еще 15-20 лет. При своевременной модернизации этот срок может быть значительно увеличен.

Крейсер «Варяг» во Владивостоке в 2010 году

Адмирал Трибуц (большой противолодочный корабль)

На фоне других кораблей выгодно выделяются большие противолодочные. Все четыре БПК проекта 1155 Тихоокеанского флота («Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев») находятся в строю. Несмотря на некоторые незначительные проблемы, присущие эксплуатации любого подобного корабля, все большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота могут выполнять поставленные задачи.

С эсминцами проекта 956 ситуация гораздо хуже. Из четырех таких кораблей в строю сейчас лишь один «Быстрый». «Боевой», «Бурный» и «Безбоязненный» находятся на ремонте или на консервации. В дальнейшем планируется модернизировать и вернуть в боевой состав ТОФ все эти корабли.

Корабли и катера прочих классов полностью в строю, а не в отстое или на ремонте. Таким образом, Тихоокеанский флот располагает четырьмя малыми ракетными кораблями проекта 12341, восемью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М и одиннадцатью ракетными катерами проекта 12411. Для обеспечения высадки морской пехоты в базах Тихоокеанского флота есть четыре больших десантных корабля проектов 1171 и 775, а также столько же десантных катеров проектов 1176 и 11770. Наконец, в составе Тихоокеанского флота находятся девять тральщиков проектов 1265 и 266М.

Нетрудно заметить, что по количественному и качественному составу Тихоокеанский флот значительно отстает от Северного. Кроме того, в различных источниках утверждается, что не менее половины кораблей и катеров флота находятся в эксплуатации с превышением рекомендованных межремонтных сроков. Также некоторое количество кораблей превысило расчетный срок службы или приближается к нему. В последние годы начато строительство нескольких кораблей, которые в будущем будут служить на Тихоокеанском флоте. В течение нескольких следующих лет планируется серьезно обновить материальную часть этого оперативно-стратегического объединения.

РПКСН проекта 955 «Борей». «Александр Невский»

Прежде всего необходимо отметить стратегические ПЛА проекта 955 «Борей». «Александр Невский», вторая подлодка этого проекта, будет входить в составе Тихоокеанского флота. Также в базы флота в ближайшие годы придут первые два универсальных десантных корабля типа «Мистраль». Передача этих кораблей запланирована на 2014 и 2015 годы. До 2020 года Тихоокеанский флот получит несколько корветов проекта 20380, противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» и десантные катера нескольких типов. Кроме того, возможны ремонт и модернизация тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Лазарев», а также продолжаются аналогичные работы на эсминцах проекта 956 и подлодке «Рязань».

В будущем планируется обновить большое количество надводных кораблей и подводных лодок различных типов. Специально для выполнения подобных работ некоторое время назад в составе Объединенной судостроительной корпорации появилась новая организация: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. В обязанности этой организации входит координация действий различных предприятий и обеспечение полноценного обслуживания кораблей и вспомогательных судов Тихоокеанского флота. При этом нельзя не отметить, что создание Центра – лишь первый шаг. Судя по ситуации с подлодкой «Братск», потребуется немало проверок и структурных изменений, прежде чем дальневосточные судостроительные и судоремонтные предприятия смогут полноценно выполнять возложенные на них задачи.

Также необходимо затронуть тему инфраструктуры. Корабли не могут служить без соответствующим образом оборудованных причалов и т.п. В конце марта в «Известиях» появилась статья, в которой со ссылкой на некоего представителя министерства обороны говорилось о степени готовности базы в Вилючинске к приему новой подлодки «Александр Невский». По словам источника, новый пирс и ряд вспомогательных объектов, необходимых для службы подлодок, планировалось достроить еще год назад, но они до сих пор не готовы. В связи с этим, как утверждается, министр обороны решил лично проинспектировать планируемое место размещение инфраструктуры и одобрить его. Кроме того, требуется построить инфраструктуру для подводников: дома, школы, больницы и т.п.

Все необходимые работы и меры связаны с большими затратами финансов, сил и времени. Тем не менее, выбора нет. За время, прошедшее с распада Советского Союза, численность кораблей Тихоокеанского флота сократилась примерно в два раза. Это соответствующим образом ударило как по перспективам самого флота, так и по обороноспособности всей страны. Сейчас появилась возможность заняться обновлением и улучшением флота и ей необходимо воспользоваться. Несмотря на все финансовые, политические, социальные и т.п. проблемы, которые преследовали нашу страну в прошлые годы, важность Тихого океана для Военно-Морского Флота России осталась прежней. На нем по-прежнему должен быть мощный и боеготовый флот.

По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://flot.com/
http://vpk-news.ru/
http://izvestia.ru/
http://lenta.ru/

Оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России. Подчиняется восточному военному округу. Зачеркнутым текстом обозначены корабли/катера находящиеся на ремонте.

Приморская флотилия разнородных сил, в/ч 20885 (Приморский край, Шкотовский р-н, п. Фокино)

36-я дивизия надводных кораблей (Фокино, Штоково-17):

РКР «Варяг» гвардейский ракетный крейсер проекта 11641. Бортовой номер 011.
Эм «Боевой» эсминец проекта 956. Бортовой номер 720.
Эм «Бурный» эсминец проекта 956. Бортовой номер 778.
Эм «Быстрый» эсминец проекта 956. Бортовой номер 715.
Эм «Безбоязненный» эсминец проекта 956. Бортовой номер 754.
БПК «Адмирал Пантелеев» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 548.
БПК «Адмирал Трибуц» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 564.
БПК «Адмирал Виноградов» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 572.
БПК «Маршал Шапошников» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 543.

100-я бригада десантных кораблей (Фокино):

БДК-11 «Пересвет» большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 077.
БДК-98 «Адмирал Невельской» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 055.
БДК-101 «Ослябя» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 066.
БДК «Николай Вилков» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 081.
«Иван Карцов» — десантный катер проекта 21820.

165-ая бригада надводных кораблей (Большой Улисс):

2-й гвардейский дивизион ракетных катеров:
РКА Р-11 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 940.
РКА Р-14 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 924
РКА Р-18 ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 937.
РКА Р-19 ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 978.
РКА Р-20 ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 921.
РКА Р-24 ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 946.
РКА Р-29 ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 916.
РКА Р-79 ракетный катер проекта 1241Т. Бортовой номер 995.
РКА Р-261 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 991.
РКА Р-297 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 954.
РКА Р-298 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 971.

11-ый дивизион кораблей охраны водного района (Большой Улисс):
МПК-17 «Усть-Илимск» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 362.
МПК-64 «Метель» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 323.
МПК-221 «Приморский комсомолец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 354.
МПК-222 «Кореец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 390.
ТЩ БТ-114 базовый тральщик проекта 1265. Бортовой номер 542.
ТЩ БТ-232 базовый тральщик проекта 1265. Бортовой номер 525.
ТЩ БТ-100 базовый тральщик проекта 1265. Бортовой номер 565.

38-й дивизион кораблей охраны водного района (Советская Гавань):
МПК-125 «Советская Гавань» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 350.
МПК-191 «Холмск» малый противолодочный корабль проекта 1124. Бортовой номер 369.
ТЩ БТ-215 базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 593.
ТЩ БТ-245 базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 553.
ТЩ БТ-256 базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 560.

19-ая бригада подводных лодок (Малый Улисс):

ПЛ Б187 «Комсомольск-на-Амуре» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-190 «Краснокаменск» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-260 «Чита» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б345 «Могоча» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б394 «Нурлат» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б445 «Святой Николай Чудотворец» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-464 «Усть-Камчатск» дизельная подводная лодка проекта 877.
ПЛ Б-494 «Усть-Большерецк» дизельная подводная лодка проекта 877.

4-я бригада строящихся-ремонтируемых подводных лодок (Владивосток, Улисс).

72-я бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок (Приморский край, г. Большой Камень).

79-я бригада строящихся-ремонтируемых подводных лодок (Хабаровский край, Комсомольск).

79-й отряд аварийно-спасательного флота, в/ч 20293 (Приморский край, Владивосток):

Игорь Белоусов спасательное судно проекта 21300С.
РВК 2048 рейдовый катер проекта 1415.
ПЖК 1515 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 82 — пожарный катер проекта 364.
СБ 522 — морской буксир проекта 714.
CБ-408 — спасательной буксирное судно.
ПЖС-209 — пожарный корабль проекта 1893.
ПЖС-92 — пожарный корабль проекта 1993.
РВК 1887 — рейдовый катер проекта 1415.
РВК 1886 — рейдовый катер проекта 1415.
РВК 598 — рейдовый катер проекта 1415.
ПЖК 1514 — пожарный корабль проекта 14613.
РВК-1436 — рейдовый катер проекта 1415.
СБ 134 «Фотий Крылов» — спасательный буксир.
СБ 931 — морской буксир проекта 714.
Машук — спасательный буксир проекта 1452.
Алатау — спасательный буксир проекта 1452.

Бригада гидрографических судов (Приморский край, Владивосток):

«Маршал Геловани» гидрографическое судно проекта 862.
ГС 207 — малое гидрографическое судно проекта 870.
«Антарктида» — гидрографическое судно проекта 861.
«Пегас» — гидрографическое судно проекта 862.
ГС 397 — малое гидрографическое судно проекта 872.
БГК 162 — большой гидрографический катер проекта1896.
БГК 785 — большой гидрографический катер проекта1896.
«Вице адмирал Воронцов» — гидрографическое судно проекта 862.
ГС 84 — малое гидрографическое судно проекта 872.
ГС 200 — малое гидрографическое судно проекта 870.

515-й отдельный дивизион разведывательных кораблей, в/ч 45663 (Владивосток, бухта Золотой Рог):

ССВ-535 «Карелия» — разведывательный корабль проекта 864.
ССВ-80 «Прибалтика» большой разведывательный корабль проекта 1826.
ССВ-208 «Курилы» — разведывательный корабль проекта 864.
«Угломер» — малый разведывательный корабль 3 ранга проекта 1824Б.

36-й отдельный дивизион консервации подводных лодок (Хабаровский край, Советская гавань).

Дивизион гидрографических судов (Сахалин):

ГС 210 — малое гидрографическое судно проекта 871.
БГК 752 большой гидрографический катер проекта 1896.
БГК-2153 — большой гидрографический катер проекта 19920.
ГС 296 — малое гидрографическое судно проекта 872.
ГС 47 — малое гидрографическое судно проекта 872.

52-й район гидрографической службы (Хабаровский край, Советская гавань):

929-я группа гидрографических судов (Советская гавань):
ГС 211 — малое гидрографическое судно проекта 870.
ГС 404 Николай Бошняк — малое гидрографическое судно проекта 872.

955-я группа гидрографической службы (Николаевск):
ГС 113 — малое гидрографическое судно проекта 871.
ГС 272 — малое гидрографическое судно проекта 872.

Камчатская флотилия разнородных сил (Камчатский край, Елизовский р-н)

114-я бригада кораблей охраны водного района, в/ч 40194 (Камчатский край, Елизовский р-н, бухта Раковая):

РТ-471 — рейдовый тральщик проекта 1258.
Маршал Крылов — корабль измерительного комплекса проекта 1914.

117-й дивизион кораблей охраны водного района, в/ч 60220 (Камчатский край, Елизовский р-н, бухта Раковая):
ТЩ МТ-265 морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 718.
ТЩ МТ-264 морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 738.
МПК-82 малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 375.
МПК-107 малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 332.
«Совершенный» — многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет), корабль проекта 20380. Бортовой номер 333 (принятие на вооружение в 2016 году).

66-й дивизион малых ракетных кораблей, в/ч 51267 (Петропавловск-Камчатский, бухта Ильичева):
МРК «Иней» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 418.
МРК «Мороз» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 409.
МРК «Разлив» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 450.
МРК «Смерч» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 423.

Бригада строящихся-ремонтируемых подводных лодок (Камчатский край, Вилючинск).

703-й центр материально-технического обеспечения (Завойко).

32-й отряд судов обеспечения (Петропавловск-Камчатский, бухта Медвежий Ручей):

КИЛ-168 — судно килектор.
КИЛ-27 — судно килектор.
Аламбай — танкер проекта 1541.
ПМ 156 — плавучая мастерская проекта 304.
ВМ 53 — водолазное судно проекта 522.
втр 76 — транспорт проекта1823.
втр 89 — транспорт проекта1823.
втр 90 — транспорт проекта1823.
ТНТ 27 — наливной транспорт проекта 1783А.
РБ 260 — рейдовый буксир проекта 498.
РБ 57 — рейдовый буксир проекта 498.
МУС-851 — судно нефте-мусоросборщик проекта 1515.
ТНТ 23 — наливной транспорт проекта 1783А.
РВК-4072 — рейдовый катер.
ПК-65100 — плавучий кран.
ПК-35050 — плавучий кран.
ПД-71 — большой плавучий док проекта 1780.
ПД-84 — большой плавучий док проекта 19371.
Бирюса — кабельное судно проекта 1175.
Дунай — средний морской танкер проекта 577.
Даугава — морской транспорт-ракетовоз проекта 1791.
Георгий Чернышев — судно контроля физических полей проекта 1806.
ПТБ 6 — плавучая база перезарядки проекта 2020.
МБ 61 — морской буксир проекта 745.
СР 77 — судно размагничивания проекта 1799.
Садко — портовой ледокол проекта 97.
СР 370 — судно размагничивания проекта 1799.
Иван Сусанин — патрульный ледокол проекта 97Р.
Тунгуска — малый морской танкер проекта 437.
ПМ 97 — плавучая мастерская проекта 304.
СР 188 — судно размагничивания проекта 1799.

Отряд судов обеспечения (Владивосток, Улисс):

ПМ 59 — плавучая мастерская проекта 304.
втр 85 — транспорт проекта1823.
втр 87 — транспорт проекта1823.
втр 91 — транспорт проекта1823.
СФП 295 — судно контроля физических полей проекта 1806.
МБ 76 — морской буксир проекта 745.
ПМ 52 — плавучая мастерская проекта 304.
Вишера средний морской танкер проекта 577.

1-я группа судов обеспечения:
Печенга танкер.
КИЛ-21 киллекторное судно проекта 145.
МВТ-15 — малый морской танкер проекта 1844.
МВТ-17 — малый морской танкер проекта 1844.
ПСК 1991 — катер проекта СК620.
ВТН 28 — малый морской танкер проекта 1844.
Иркут — танкер.
Борис Бутома — большой морской танкер проекта 1559В.
Ижора — морской танкер проекта 160.
ВТН 37 — малый морской танкер проекта 1844.
ВТН 60 — малый морской танкер проекта 1844.
ВТН 82 — малый морской танкер проекта 1844.
МВТ 17 — — малый морской танкер проекта 1844.

2-я группа судов обеспечения:
Тавда — малое кабельное судно проекта 1122.
КИЛ-498 — киллекторное судно.
КИЛ-927 — киллекторное судно.
Калар — буксир.
МБ 99 — морской буксир проекта 745.
Кемь — кабельное судно проекта 1175.
СР 111 — судно размагничивания проекта 1799.
СФП 173 — судно контроля физических полей проекта 1806.
Иртыш госпитальное судно проекта 320.

3-я группа судов обеспечения:
ПК-58100 — плавучий кран.
ПК-89100 — плавучий кран.
БУК-149 — буксирный катер.
РБ 217 — рейдовый буксир проекта 498.
МУС-781 — судно нефте-мусоросборщик проекта 1515.
МУС-342 — судно нефте-мусоросборщик проекта 1515.
РБ 262 — рейдовый буксир проекта 498.
РБ 194 — рейдовый буксир проекта 737.
РБ 203 — рейдовый буксир.
РБ 179 — рейдовый буксир проекта 498.
РБ 240 — рейдовый буксир проекта 737.
РБ 325 — рейдовый буксир проекта 192.

4-я группа судов обеспечения:
ПСК-1991 пассажирский катер.

группа судов обеспечения (Фокино):
Баргузин — танкер проекта 1541.
МБ 32 — морской буксир проекта 714.
МБ 37 — морской буксир проекта 745.
СР 180 — судно размагничивания проекта 1799.
СР 233 — судно размагничивания проекта 1799.
ВТР 75 — морской транспорт проекта 1823.
РБ 22 — рейдовый буксир проекта 192.
РБ 326 — рейдовый буксир проекта 192.
РБ 7 — рейдовый буксир проекта 498.
МУС-554 — судно нефте-мусоросборщик проекта 1515.
КСВ-349 — катер связи проекта 14670.
МУС-555 — судно нефте-мусоросборщик проекта 1515.

30-й объединенный аварийно-спасательный отряд, в/ч 25147 (Петропавловск-Камчатский, губа Авачинская):

ВМ 910 — водолазное судно проекта 535.
ВМ 919 — водолазное судно проекта 535.
ПЖК 1544 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 1547 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 1589 — пожарный корабль проекта 14613.
ПЖК 66 — пожарный катер проекта 364.
СБ 521 — морской буксир проекта 714.
ПЖС-219 — пожарный корабль проекта 1893.
МБ 105 — морской буксир проекта 714.
ПЖК 3 — пожарный катер проекта 364.
Георгий Козьмин — спасательное судно проекта 05360.
Саяны — спасательное судно проекта 05360.
СС-83 — спасательное судно проекта 527М.
МБ 148 — морской буксир проекта 745.
Алагез — спасательное судно проекта 537.
Авача — морской буксир проекта 733.

104-й дивизион гидрографических судов (Камчатский край, Елизовский р-н):

Виктор Фалеев малое гидрографическое судно проекта 19910.

Командование подводных сил, в/ч 62695 (Камчатский край, Елизовский р-н, г. Вилючинск)

10-я дивизия подводных лодок, в/ч 60092 (Камчатский край, Елизовский р-н, бухта Крашенинникова):

АПЛ К-132 «Иркутск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-150 «Томск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-186 «Омск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-442 «Челябинск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-456 «Тверь» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А.
АПЛ К-295 «Самара» гвардейская атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-322 «Кашалот» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-331 «Магадан» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-391 «Братск» атомная подводная лодка проекта 971.
АПЛ К-419 «Кузбасс» атомная подводная лодка проекта 971.

25-я дивизия подводных лодок, в/ч 36030 (Камчатский край, Елизовский р-н, бухта Крашенинникова):

РПКСН К-44 «Рязань» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР.
РПКСН К-223 «Подольск» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР.
РПКСН К-433 «Святой Георгий Победоносец» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР.
РПКСН К-550 «Александр Невский» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».
РПКСН К-551 «Владимир Мономах» атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей».

819-я группа судов обеспечения (Камчатский край, Елизовский р-н, бухта Крашенинникова):

ГС 199 — малое гидрографическое судно проекта 871.
ГС 269 — малое гидрографическое судно проекта 871.
ГС 44 — малое гидрографическое судно проекта 872.
МТВ «Академик Ковалёв» — морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ.

СПК-44150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.
СПК-44150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.

155-я отдельная бригада морской пехоты, в/ч 30926 (Владивосток)

40-я отдельный Краснодарско-Харбинский дважды Краснознамённый бригада морской пехоты, в/ч 10103 (Петропавловск-Камчатский)

311-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 59048 (Петропавловск)

101-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Петропавлоск)

159-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 87200 (Приморский край, Шкотовский р-н, бухта Разбойник)

42-й морской разведывательный пункт, в/ч 59190 (остров Русский, бухта Халулай, р-н г. Владивосток)

520-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада, в/ч 30973 (п. Англичанка, г. Петропавловск-Камчатский)

72-я отдельная береговая ракетная бригада, в/ч 15118 (Смоляниново, р-н г. Владивосток)

Н-я тактическая группа (Чукотский автономный округ, остров Врангеля)

Н-я тактическая группа (Чукотский автономный округ, мыс Отто Шмидта, п. Мыс Шмидта)

отряд БПЛА (Чукотский автономный округ, г. Анадырь, аэродром Угольный)

140-й узел связи, в/ч 40128 (Владивосток).

99-й узел связи (Владивосток).

радиорелейный центр, в/ч 51470 (Чукотский автономный округ, г. Анадырь).

4-й радио отряд ОсН, в/ч 51286 (Владивосток).

5-й радио отряд ОсН, в/ч 30863 (Камчатская обл., п. Радигино).

474-й отдельный центр РЭБ, в/ч 10604 (Приморский край, Шкотовский р-н, пос. Штыково)

471-й отдельный центр РЭБ, в/ч 20918 (Петропавловск-Камчатский): комплекс РЭБ «Мурманск-БН».

Отдельный радиотехнический центр (центр передающий радиолокационный), в/ч 22938 (Приморский край, г. Фокино, Бухта Рифовая и п. Киевка, Бухта Киева)

164-й отдельный морской инженерный батальон (Совгавань).

3828-я комплексная база материально-технического обеспечения (МТО), в/ч 96145 (Владивосток).

арсенал, в/ч 63916 (Приморский край, п. Дунай).

арсенал, в/ч 26942 (Камчатская область, г. Вилючинск).

53-я дивизия противовоздушной обороны (Петропавловск-Камчатский, Елизово)

60-й радиотехнический полк, в/ч 52020 (Камчатский край, Елизовский р-н, с. Коряки).

7060-я ордена Трудового Красного Знамени авиационная база морской авиации, в/ч 69262 (Петропавловск-Камчатский, г. Елизово, аэродором Елизово)

7062-я Порт-Артурская Краснознаменная авиационная база морской авиации, в/ч 62250 (Приморский край, г. Находка, п. Николаевка, аэродром Николаевка Приморская)

отдельная противолодочная авиаэскадрилья 7062-й авиабазы, в/ч 62250-4 (Хабаровский край, п. Монгохто, аэродром Советская Гавань)

отдельная транспортная авиаэскадрилья 7062-й авиабазы, в/ч 62250-2 (Приморский край, г. Артем, п. Кневичи, аэродром Владивосток)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх