Петров день: традиции, обряды, приметы. Традиции и приметы в петров день

Праздник Петра и Павла относится к непереходящим, а значит отмечают его каждый год в один и тот же день. Таким образом Петров день в 2018 году будет 12 июля.

День апостолов Петра и Павла завершает Апостольский или Петров пост, который в 2018 году продолжается с 4 мая. При этом сам праздник Петра и Павла не входит в число постных дней. Полное название праздника 12 июля - День святых первоверховных мучеников Петра и Павла, потому что, согласно преданию, в этот день апостолы приняли мученическую смерть.

Петров день - что за праздник

Петров день - это просто народное название церковного православного праздника установленного в честь апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа. При рождении будущему апостолу дали имя Симон, но потом от Христа он получил прозвище Кифа, что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр — это также «камень».

Согласно Евангелию Петр был участником и свидетелем многих библейских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел, которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Церковные книги утверждают, что апостолы Петр и Павел погибли мученической смертью в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю).

По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны — поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы».

Что нельзя делать в Петров день

  • 12 июля на Петра и Павла православная церковь венчание не проводит.
  • Работать не воспрещается, но все же сегодня стоит заменить тяжелый физический труд заботой о духовном.
  • Как и на любой другой большой церковный праздник 12 июля не стоит в заниматься уборкой, работать в саду или огороде.
  • Утром следует отправиться на службу и помолиться.
  • А в течение всего дня не следует ругаться, думать о плохом или желать что-нибудь плохое окружающим.
  • В этот день принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время общаясь с близкими на природе, но нельзя затевать застолья с чрезмерным потреблением алкогольных напитков, ведь это религиозный праздник.
  • На Петра и Павла нельзя купаться, так как в этот день много смертей на воде.

Что нужно делать в Петров день

  • Пойти в храм на службу, перед этим умывшись из трех источников (это гарантировало защиту Петра в течение года).
  • Сегодня надо обязательно исповедаться и причаститься, завершив, таким образом, Петров пост. То есть, очистить не только тело, но и душу.
  • Приготовить рыбу. Женщины верили, что рыба на праздничном столе - это гарантия мира и счастья в доме.
  • В этот день наши предки готовили первый "молодой борщ", в котором все ингредиенты были нового урожая - и свекла, и капуста, и помидоры. И непременно борщ должен быть с молодым петушком. Данная традиция гарантировала обеспеченную жизнь в течение года.
  • На Петров день мамы пекли своим деткам "мандрыки" - булочки или пончики с творогом и фруктами. Считалось, что на Петра и Павла "кукушка мандриком подавилась" и перестает куковать.
  • Покататься на качелях. Если в этот момент засмеяться, то непременно счастливым будешь. А если заплачешь, жизнь сократишь.
  • На Петра и Павла обязательно надо идти в гости. Делается это для того, чтобы в суете не забыть о родных и друзьях.

Петров день 2018: традиции и обычаи

Праздник Петра и Павла в народе считался поворотным днем лета, после которого природа начинала готовиться к осени. осени. Люди верят, что в Петров День святой Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п.

Обычаи Петрова дня напоминают обряды славян на Троицу и Ивана Купала. В народных традициях праздника смешались как христианские, так и языческие обряды, связанные с поклонением солнцу. Вероятно, в древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью после Троицы и длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.

После Петрова Дня, 12 июля, дни начинают стремительно уменьшаться, ночи становятся более прохладными - солнце поворачивает к зиме. Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами.

Песни, игры, пляски и шутки гуляний носили ярко выраженный любовно-брачный характер. С восходом бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и бегали в одной рубахе по деревне, преследуемые парнями. Девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали.

В Петров День, как и на праздник Ивана Купала, часто жгли костры. Пастухи зажигали огромные факелы и носили их вокруг загонов со скотом. Это было призвано защитить животных. Также для этого плели венки, которыми украшали скотину, загоны и изгороди, вешали венки на посуду.

До Петрова Дня во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты нового урожая, главным образом яблоки. Верили, что в Петров День святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. В Петров День матери, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, раздавали в память об умерших или устраивали угощение для соседских детей, и только после этого запрет есть фрукты снимался.

Приметы и поверья на Петров день

Праздник 12 июля - один из важных дней в году, когда примечали время уборки урожая и погоду до конца лета.

  • На Петров день жуки и ласточки низко летают - жди дождя.
  • Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два.
  • Ясно на Петра и Павла - год будет хорошим.
  • На Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый. В Петра зарница хлеб зорит.
  • Рыбы из воды выпрыгивают - к непогоде;
  • Если собака по земле катается, жабы хрипло квакают, муравьи закупоривают муравейник, а комары кусаются с двойной силой, то будет дождь;
  • Придет Петрок - сорвет листок.
  • Если на Петров день сухая погода, то до конца лета будет тепло;
  • Ливень с утра - к плохому урожаю, в обед - к хорошему, а если три раза за день дождь пройдёт, то урожай будет обильный и богатый;
  • С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
  • Петр и Павел день убавил, а жару прибавил;
  • На Петра голодаем, на Спас лакомимся;
  • Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует.
  • На Петра и Павла кукушка перестает петь;
  • С Петрова дня в поле пожня (покос).
  • Если дождь пойдет в Петров день — сенокос мокрый будет;
  • Петровка — голодовка.
  • Если на Петров день дождь, то ещё 40 дней будет ненастье.

Праздник Петра и Павла относится к непереходящим, а значит отмечают его каждый год в один и тот же день. Таким образом Петров день в 2018 году будет 12 июля.

День апостолов Петра и Павла завершает Апостольский или Петров пост, который в 2018 году продолжается с 4 мая. При этом сам праздник Петра и Павла не входит в число постных дней. Полное название праздника 12 июля - День святых первоверховных мучеников Петра и Павла, потому что, согласно преданию, в этот день апостолы приняли мученическую смерть.

Петров день - что за праздник

Петров день - это просто народное название церковного православного праздника установленного в честь апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа. При рождении будущему апостолу дали имя Симон, но потом от Христа он получил прозвище Кифа, что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр - это также «камень».

Согласно Евангелию Петр был участником и свидетелем многих библейских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел, которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Церковные книги утверждают, что апостолы Петр и Павел погибли мученической смертью в один день - 12 июля (29 июня по старому стилю).

По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны - поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы».

Что нельзя делать в Петров день

  • 12 июля на Петра и Павла православная церковь венчание не проводит.
  • Работать не воспрещается, но все же сегодня стоит заменить тяжелый физический труд заботой о духовном.
  • Как и на любой другой большой церковный праздник 12 июля не стоит в заниматься уборкой, работать в саду или огороде.
  • Утром следует отправиться на службу и помолиться.
  • А в течение всего дня не следует ругаться, думать о плохом или желать что-нибудь плохое окружающим.
  • В этот день принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время общаясь с близкими на природе, но нельзя затевать застолья с чрезмерным потреблением алкогольных напитков, ведь это религиозный праздник.
  • На Петра и Павла нельзя купаться, так как в этот день много смертей на воде.

Что нужно делать в Петров день

  • Пойти в храм на службу, перед этим умывшись из трех источников (это гарантировало защиту Петра в течение года).
  • Сегодня надо обязательно исповедаться и причаститься, завершив, таким образом, Петров пост. То есть, очистить не только тело, но и душу.
  • Приготовить рыбу. Женщины верили, что рыба на праздничном столе – это гарантия мира и счастья в доме.
  • В этот день наши предки готовили первый "молодой борщ", в котором все ингредиенты были нового урожая - и свекла, и капуста, и помидоры. И непременно борщ должен быть с молодым петушком. Данная традиция гарантировала обеспеченную жизнь в течение года.
  • На Петров день мамы пекли своим деткам "мандрыки" - булочки или пончики с творогом и фруктами. Считалось, что на Петра и Павла "кукушка мандриком подавилась" и перестает куковать.
  • Покататься на качелях. Если в этот момент засмеяться, то непременно счастливым будешь. А если заплачешь, жизнь сократишь.
  • На Петра и Павла обязательно надо идти в гости. Делается это для того, чтобы в суете не забыть о родных и друзьях.

Петров день 2018: традиции и обычаи

Праздник Петра и Павла в народе считался поворотным днем лета, после которого природа начинала готовиться к осени. осени. Люди верят, что в Петров День святой Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п.

Обычаи Петрова дня напоминают обряды славян на Троицу и Ивана Купала. В народных традициях праздника смешались как христианские, так и языческие обряды, связанные с поклонением солнцу. Вероятно, в древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью после Троицы и длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.

После Петрова Дня, 12 июля, дни начинают стремительно уменьшаться, ночи становятся более прохладными - солнце поворачивает к зиме. Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами.

Песни, игры, пляски и шутки гуляний носили ярко выраженный любовно-брачный характер. С восходом бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и бегали в одной рубахе по деревне, преследуемые парнями. Девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали.

В Петров День, как и на праздник Ивана Купала, часто жгли костры. Пастухи зажигали огромные факелы и носили их вокруг загонов со скотом. Это было призвано защитить животных. Также для этого плели венки, которыми украшали скотину, загоны и изгороди, вешали венки на посуду.

До Петрова Дня во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты нового урожая, главным образом яблоки. Верили, что в Петров День святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. В Петров День матери, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, раздавали в память об умерших или устраивали угощение для соседских детей, и только после этого запрет есть фрукты снимался.

Приметы и поверья на Петров день

Праздник 12 июля - один из важных дней в году, когда примечали время уборки урожая и погоду до конца лета.

  • На Петров день жуки и ласточки низко летают - жди дождя.
  • Прошла Петровка - опало по листу, прошел Илья - опало два.
  • Ясно на Петра и Павла – год будет хорошим.
  • На Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый. В Петра зарница хлеб зорит.
  • Рыбы из воды выпрыгивают – к непогоде;
  • Если собака по земле катается, жабы хрипло квакают, муравьи закупоривают муравейник, а комары кусаются с двойной силой, то будет дождь;
  • Придет Петрок - сорвет листок.
  • Если на Петров день сухая погода, то до конца лета будет тепло;
  • Ливень с утра – к плохому урожаю, в обед – к хорошему, а если три раза за день дождь пройдёт, то урожай будет обильный и богатый;
  • С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
  • Петр и Павел день убавил, а жару прибавил;
  • На Петра голодаем, на Спас лакомимся;
  • Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует.
  • На Петра и Павла кукушка перестает петь;
  • С Петрова дня в поле пожня (покос).
  • Если дождь пойдет в Петров день - сенокос мокрый будет;
  • Петровка - голодовка.
  • Если на Петров день дождь, то ещё 40 дней будет ненастье.

Петров день

народно-христианский

Петры и Павлы, Праздник солнца, Петровские гулянья

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (церк.)

Значение:

проводы пролетья

Установлен:

имеет древние корни

Отмечается:

восточными и южными славянами, христианами

Празднование:

гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»

Традиции:

братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

Петров день - народно-христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . В народном календаре славян это время окончания «купальских празднований» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня.

Другие названия

Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Праздник солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Навозница, Межипарье, Междупарье, Петров день - разговенье, Петровки, Праздник покровителя полей, Петровские торги, Петровская дань, Петраки; белор. Пётр і Павел, Пятрок; укр. Петрів день, Пе́тра, Петр, Петро-Павла, Петропавлов день, Свято Петра й Павла, День Петра і Павла; серб. Петровдан; болг. Петровден.

Славянские обычаи

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» (заонеж.). Петров день - «верхушка» лета, наступают жаркие дни. О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!».

Петров день - проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета». Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали.

«На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния). В южнорусских губерниях к этому дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала. Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. „Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»“.

Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры - хоть лицо ей подотри» (белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб.

В некоторых местностях люди сходились на три родника умываться «петровой водицей», что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми. В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья.

В Воронежской губернии начиналась уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая.

На Всесвятской неделе, перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали «живой огонь», и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней.

Поверья

Праздник Петра-ключника - хранителя ключей от небесного царства.

Среди гуцул существовало поверье, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и лишь весной их забирает у него святой Юрий; в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень.

В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы.

Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» - умолкает, когда заколосится ячмень или «давится сыром», «мандрыкой» (ватрушкой), которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники - приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)». В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила "ку-пил, ку-пил", а ворона "крал! крал!"; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь).

На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», - перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы - и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, - начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу».

Апостолы в представлениях славян

В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян, Флор и Лавр), которые часто могут выступать в едином образе: Петр-Павел, Петро-Павло, Петропавля. Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра - святая Елена или святая Мария (Огненная). Пётр - младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел - старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик (шокац)». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя - Пятрова палка, которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей.

В Сербии представляли апостола Петра «разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами».

Поговорки и приметы «На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния).

  • «С Петрова дня - красное лето, зелёный покос».
  • «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.).
  • «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет».
  • «Петровки холодные - год голодный».
  • «Петро-Павел жару прибавил».

Ежегодно 12 июля Православная церковь празднует день святых апостолов Петра и Павла. В народе праздник называют Петров день. На Руси эта дата считалась окончанием «купальских празднований» и началом летних свадеб. Отмечать праздник принято на протяжении 2-3 дней.

Петров день: что за праздник

В этот день вспоминают апостолов Петра и Павла – первых проповедников христианской веры. 12 июля (29 июня по старому стилю) в Риме состоялось перенесение мощей святых.

Петр был ближайшим учеником Иисуса Христа. Он находился на горе Фавор и видел Преображение Господне. Он первый, кто провозгласил Христа сыном Божьим. После воскрешения Иисуса и его вознесения на небо Петр начинает проповедовать и становится главой первой христианской общины. Во время его проповедей неоднократно совершались великие чудеса. Он воскрешал мёртвых, исцелял немощных и больных, в течение 25 лет занимал пост первого епископа Рима. Во время гонений, организованных императором Нероном, апостола схватили и заключили в темницу, а через несколько дней распяли на перевернутом кресте (вниз головой).

Апостола Павла в миру звали Савл. До обращения в христианство он был воинствующим фарисеем, и принимал участие в преследовании первых христиан. Однажды его ослепил яркий свет, и он услышал укоризненный голос Христа. После этого видения мужчина уверовал в Господа и стал именоваться Павлом. Он много путешествовал, создал многочисленные христианские общины на территории Балканского края и Малой Азии. В Иерусалиме апостол был схвачен и отправлен в Рим, где по приговору суда его обезглавили.

Петров день: традиции празднования

Петров день – один из самых значимых христианских праздников. К нему заранее готовились, соблюдая пост. Накануне хозяйки убирали и чистили избы, готовили праздничные блюда, красили в желтый цвет яйца, запасались спиртными напитками. С праздником связано поверье об игре солнца. Считается, что на рассвете солнце разбрасывает ленты, но увидеть это может не каждый.

На Петров день верующие люди молятся апостолам об исцелении от горячки и лихорадки. По народным поверьям, святой Пётр является ключником Рая. Он открывает и закрывает его врата. Бог доверил апостолу охранять райский сад. Апостол Павел может управлять громом, посылать на землю град, наводнения, пожары.

Петров день вместе с праздниками Аграфена Купальница (6 июля) и знаменует полный расцвет природы. Зачастую в начале июля наступали жаркие дни. По этому поводу в народе была поговорка: «Нужен, как на Петров день варежки».

В народе существовал обычай «караулить солнце». Вечером, накануне праздника, жители сёл и деревень собирались вместе и шли на околицу селения, где жгли костры. Женщины на кострах варили кашу и угощали всех присутствующих. Собравшиеся пели песни, веселились и с замиранием сердца ждали рассвета. Каждый хотел увидеть восходящее солнце. Ведь тому, кто дождётся первых солнечных лучей, удача будет сопутствовать весь год.

В южных регионах ночью накануне Петрова дня было принято играть в свадьбу. На роль «жениха» выбирали кого-то из парней, а «невестой» была смелая и артистичная женщина средних лет. «Жениха» с «невестой» усаживали на два украшенных колеса и осуществляли свадебные обряды, начиная от сватовства и заканчивая венчанием.

С первыми лучами солнца «невеста» стягивала с себя сарафан, расплетала косы и в одной нательной рубашке бегала по деревне, преследуемая юношами. Другие девушки в этот время пели песни, плясали, визжали и хохотали. Считается, что этот ритуал был посвящен солнцу, дарящему всему жизнь.

Утром девушки собирали 12 цветов с 12 полей и несли их домой. Вечером перед сном травы клали под подушки и говорили:

«Пусть 12 цветов с разных полей покажут во сне, кто судьбой предначертан мне. Пусть желание моё осуществится, а суженый-ряженый ко мне во сне явится».

Днем молодежь устраивала гулянья, водила хороводы, пела песни. В некоторых местах было принято устраивать бесчинства. Юноши и девушки с визгом и криками бегали по улицам, перегораживали их ушатами или бочками. Юноши забирали всё, что «плохо» лежало, выдергивали колья из изгороди, залезали в огороды и сады, срывали поспевшие плоды.

Подобно купальской, «петровская водица» обладала магическими свойствами. Верили, что купание в реках поможет очиститься от грехов.

В ночь с 8 на 9 июля боялись разгула нечистой силы, злодеяний ведьм и колдунов. Чтобы защитить себя от нечисти, люди жгли костры. Костёр разжигали на перекрестке и кидали в него остатки нового колеса, которое перед этим, надев на палку, катали по всему селению, чтобы определить, в каком доме живёт колдун. По поверью, возле его жилища колесо разлеталось на части, и в этот момент можно было услышать крик колдуна.

Было принято «заклинать ведьм». Чтобы это сделать, девушки забирались на крыши «нечистых построек» (сараев, бань), усаживались там и пели песню:

Для защиты скотины от порчи и сглаза у южных славян пастухи поджигали факелы и, держа их в руках, обходили загоны с животными. Женщины лошадям и коровам одевали на голову сплетенные из полевых цветов веночки. Также венки вешали на изгороди, заборы, в хлеву.

Петров день считался праздником пастухов, с которыми производили расчёт: выплачивали деньги за прошлую часть пастбищного сезона. Хозяйки одаривали пастухов хлебом, яйцами, маслом.

До Петрова дня нельзя было есть фрукты и ягоды этого сезона, особенно яблоки. Считалось, что Пётр в раю детям яблоки раздаёт. Поэтому матери, особенно те, чьи дети рано ушли из жизни, не спешили отведывать фрукты, а сначала несли их на кладбище, чтобы помянуть усопших родственников, и только после этого ели.

Вечером варили пиво, готовили блюда из мяса, накрывали столы. Часто устраивали общий сельский пир возле храмов и часовен. Люди в этот день принимали гостей и сами ходили по гостям.

С нетерпением 9 июля ждут рыбаки, чтобы помолиться святому Петру и попросить хорошего улова. Рыбаки почитали этот день и называли его «ловецким» праздником. На рыболовецких угодьях устраивали молебен, с населения собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечку», которую ставили в храме перед образом святого. С Петрова дня начинался летний сезон по ловле рыбы. Рыбаки устанавливали новые цены и заключали сделки с торговцами рыбой.

Приметы на Петров день

С этого дня начинали подготавливать все к сенокосу, а в некоторых местах и к севу озимых. По поведению животных и насекомых определяли погоду на ближайшее время:

  • если жуки низко летают, то жди дождя;
  • рыбы из воды выпрыгивают – к непогоде;
  • если собака по земле катается, жабы хрипло квакают, муравьи закупоривают муравейник, а комары кусаются с двойной силой, то будет дождь;
  • если на Петров день сухая погода, то до конца лета будет тепло;
  • ливень с утра – к плохому урожаю, в обед – к хорошему, а если три раза за день дождь пройдёт, то урожай будет обильный и богатый;
  • если на Петров день дождь, то ещё 40 дней будет дождливо.

Видео: Петров День

По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — . Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа » А.А. Коринфского .

***

Последний июньский праздник посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Св. Петр — апостол и ближайший ученик Христа, родом из Галилеи, бывший рыбарь. В 50-м году по Р. Хр. он присутствовал на апостольском соборе в Иерусалиме, в 69-м был распят в Риме. Ему принадлежат два окружных соборных послания, в которых он поучал новорожденную Церковь Христову обрядовой стороне христианского благочестия. Апокрифическая литература приписывает, кроме того, ему еще «Евангелие» и «Откровение»: первое — во II-м веке — даже было принято в Богослужении. Св. Павел — первоначально именовавшийся Савлом, сначала гонитель, а затем ревностный апостол Христа, величайший христианский проповедник в 1-м веке. Он был сыном богатых иудеев, строгих ревнителей фарисейства, получил образование в знаменитой школе Гамалиила. После чудесного обращения его ко Христу (Деян. Апост.: IX, XX, XXVI) и до самой мученической кончины своей в Риме (во времена Нерона, в один день с апостолом Петром) не смолкало его вдохновенное слово о Распятом Сыне Божием, раздаваясь от сердца Азии до Рима и отсюда до берегов Атлантического океана — Испании и Британии, куда заходил он в своих миссионерских трудах. Перу его принадлежат 14 посланий апостольских, в которых он учил о внутреннем (духовном) строении веры Христовой. Он слывет в народе за «Петров день», и в этом названии сливается в народном представлении память об обоих чествуемых святых. Есть местности, где этот предпоследний день июня-розанцвета зовется «Петры-рыболовы».

Апостол Петр — один из наиболее чтимых на Руси святых угодников Божиих. Имя его зачастую встречается в простонародных сказаниях, вплетается в пестроцветную вязь пословиц-поговорок, раздается и из вещих уст боголюбивых калик перехожих, хранителей-сказателей духовных народных стихов. На «ключаря-апостола», которому, по стародавнему преданию, передан Господом Сил ключ от Царства Небесного, перешли, по прихоти суеверного воображения, многие черты древнеславянского Перуна-громовника, низводителя дождей, растителя злаков и творца урожаев. Он считается одним из самых надежных — после «Николы-Милосливаго» — покровителей засеянных хлебом («даром Божиим») полей. В одном из «Памятников отреченной русской литературы» рассказывается, например, что шел апостол Петр путем-дорогою. Притомился-устал, проголодался святой путник. Пришлось проходить ему мимо нивы. И увидели пресветлые очи его человека, пашущего на волах; и обратился к нему апостол, «и просиша хлеба». Вскинул глазами на просившего пахарь-оратаюшко, остановил волов и побежал за хлебом к своему селенью. Умилился душою святой путник и «без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу».

По народному сказанию, в конце красной весны и начале лета знойного — в грозовую пору — идет на небесах постройка «чертога новорайскаго». Топоры (молнии) сами — без плотников — рубят стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся каменными горами толкучими; расступается под огненными топорами «облачен-горюч камень», отверзаются окна двери рубленые. «3-за той ми горы, з-за высокой, слышны ми тонойкий голос, тонойкий голос, топоры дзвенят, топоры дзвенят, каменья тешут, каменья тешут, церковь муруют, церковь муруют, во трои двери, во трои двери — во три облаки», — поется в старинной червонорусской песне:

«У иединых дверех иде сам Господь,
У других дверех Матенка Божя,
У третих дверех святый Петро.
Перед милым Богом органы грают,
Перед святым Петром свечи гореют,
Перед Матенков Божов ружа проквитат,
А з той ружи (розы) пташок выникат:
Не ие то пташок, сам милый Господь»…

«Милый Господь» олицетворяет в этой песне прикарпатских братьев — солнце. Пречистая Дева заступает здесь место древнеязыческой Лады, Петр-апостол поставлен взамен громовника-Перуна. Горящие свечи — молнии, гудящие органы — громовые раскаты: расцветающая роза — утренняя зорька ясная, из златоогненного цвета которой и вылетает на беспредельный небесный простор жар-птица — солнце.

В другом песенном сказании св. Петр является спутником Господа, шествующим за золотым плугом «в поле, поле, в чистейком поле». Ходит за Богом пахарей ключарь-апостол, походя — коня погоняет. А «Матенка Божия» обок с ними поспешает, семена носит, семена носит, своего Сына просит:

«Зароди, Божейку, яру пшеничейку,
Яру пшеничейку и ярейке житце!
Буде там стебевце саме тростове,
Будут колосойки — як былинойки,
Будут копойки — як звездойки,
Будут стогойки — як горойки,
Зберутся возойки — як чорны хмаройки!»

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах — на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом — пошел по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать свое праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать, и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли, проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

Красно-солнышко играет, по народному слову крылатому, и на Петров день — как на Светло-Христово-Воскресенье. Ходит, во многих местах, поутру — раным-ранехонько, «караулить солнце» заигравшаяся далеко заполночь в хороводах деревенская молодежь — девки да парни, да ребята малые. Всплывает из-за гор-горы пресветлый лик светила небесного и многие уверяют — принимается играть, разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то впросинь-впроголубь, а то и впразелень. Радуются собравшиеся караульщики веселые, с песнями по дворам-домам расходятся, Ладу вспоминают, Петров день величают. Этими песнями починаются «гулянки-Петровки», петровские хороводы, вплоть до первого Спаса идущие, в страдную пору молодому народу отдых, и без того короткий, укорачивающие.

На Петров день и до сих пор гуляет-отдыхает сельский рабочий, от трудового поту не просыхающий, люд. В старину бывали «обетныя угощенья», принашивали приносы петровские зятьям тещи, на угощенье напрашивались: кумовья крестников спроведывали, с пирогами со пшеничными прихаживали; сватья друг друга угощали, «отводные столы» правили. Девушки красные с парнями на качелях и теперь, что в старопрежнюю пору, утешаются на Петра-Павла с самых после-обеден до глубокой ночи. Так и говорят в народе: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!»; «Петровы качели — девичье веселье!»; «На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!» и т. д. На этот обычай ополчались составители «Стоглава», говоря, что: «о празднице св. верховных апостол Петра и Павла своею сетию диавол запинает чрез колыски и качели; на них же бо колыщушеся, приключается внезапу упустити на землю, убавитися и зле, без покаяния, душу свою испущати»…

Олеарий — посланец голштинский, оставивший описание своего путешествия в Московию XVI-гo столетия, распространяется о петровском гулянье в следующих словах: «У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами»…

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми веселыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего — Ярилы) языческого бога. Собравшиеся парни гуляли посреди девушек, закрыв себе лица платками. Девушки должны были угадывать парней; угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

С XVI-гo столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские торги. А еще гораздо раньше велось в Петров день «ставиться на суд по зазывным граматам». Был этот праздник не только судов, но и взносов дани-пошлины. «Тянули» об эту урочную пору свою Петровскую дань с люда православного и попы. В деревенском захолустье и теперь еще разъезжают поповские телеги, собирающие положенное, веками установленное подаяние.

Народные слова крылатые плетут свой пестрый узор о Петрове дне. На него — второй, поздний, покос, по замечанию сельскохозяйственного опыта, сложившегося в южной-полуденной полосе матушки Руси. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос! » — гласит опыт русака-северянина. «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора! » — приговаривает краснослов-народ, сыплющий, как из полного короба, всяким прибаутком — то смешливым, то раздумчивым: «Далеко кулику до Петрова дня! », «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мерзнет! », «В Петров день барашка в лоб (можно разговеться)! », «С Петрова дня зарница хлеб зарит! », «Петро-Павел жару прибавил! », «Утешили бабу петровские жары голодухой! », «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка! » и т. д.

По примете знающих всякое крылатое вещее слово старых людей, надо к Петрову дню наладить косы и серпы: с Петрова дня — пожня, покос. «Коли дождь на Петра — сенокос мокрый! », «На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый! », «Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку! » — приговаривает деревенская Русь.

Рыболовство — апостольский труд, по словам православного люда, сведущего в Священном Писании. Потому-то все рыболовы и считают апостола Петра за своего покровителя и наособицу перед всеми другими праздниками чтят его память. К Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками — отдельно на каждую рыболовную пору, с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным ценам. Петровым днем заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная. В этот день завершаются расчеты по весеннему лову и заключаются новые сделки на лето. На Петра-Павла устанавливается новая плата за воды (с лодки, или с сети) и производится расценка живорыбного товара, который ловцы обязаны сдать.

Ловецкий праздник в рыбных местах начинается, по благочестивому обычаю старины, крестным ходом на рыболовные угодья, куда съезжаются ловцы со всех ближних станов и ватаг. После молебна промышленники предлагают своим гостям угощенье, а потом начинают пить «могарычи» по новым сделкам.

Как ни парит после Петрова дня, как ни томит летний зной трудящихся, обливающихся в полях да в лугах потом обильным пахаря, косца и жницу, — а недаром идет из далекой дали веков народное слово: «Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья (20-е июля) — опадет и два! ». Замолкает к Петрову дню все птаство певучее: соловей — и тот поет только до этой заветной поры. «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой! » — говорят бабы-хозяйки, напекая из оскребышев муки, — у кого она к этому времени дотянется, — ватрушек творожных с яйцами — ребятам со стариками на утеху. По иным местам ходят девушки красные в лес на Петров день — «крестить кукушку». Когда упадет 29-й июньский день на постную пятницу с середой-постительницей, говорит красное народное слово, что «мясоед с постом побратался».

Среди народных стихов духовных встречается следующий песенный сказ, поющийся убогими певцами и в наши дни: «Во пустыне пустынщик спасался, не владел ни руками, ни ногами. Во снах ему Пятница явилась, крестом его оградила, свещой его, света, осветила»… — начинается он. Далее «Пятница» уговаривает «пустынщика» встать-пойти «по народу — по христианам» на проповеднический подвиг, а затем — осененный дуновением таинственного стих переходит в более определенный сказ:

«Ты вставай, Петр и Павел,
Ты бери ключи золотые.
Отмыкайте райская двери,
Запущайте живых и мертвых!
Только трех душей не запущайте:
Три души тяжко согрешили: —
Первая душа в утробе младенца затушила;
Вторая душа тяжко согрешила —
Отца-матерь… бранила;
Третия душа тяжко согрешила —
Из хлеба-соли спорину вымала.
Первой душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати;
Второй душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!
Третьей душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!»…

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх