День любви, семьи и верности: значение, традиции и приметы. Международный день семьи Когда день верности

Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.

В начале июля в России отмечается относительно новый, но очень популярный праздник - День семьи, любви и верности . Праздник приурочен к православному поминовению святых Петра и Февронии .

Когда отмечается День семьи, любви и верности

Русская православная церковь поминает святых Петра и Февронию 8 июля , в этот день также отмечается День семьи, любви и верности . Как правило, основные торжества проводятся в ближайшие к восьмому июля выходные. В 2019 году основные праздничные мероприятия будут проходить три дня - с 6 по 8 июля включительно . Подробнее о том, какую праздничную программу подготовили к этому дню, .

История Петра и Февронии

Святых Петра и Февронию , канонизированных в XIX веке, церковь чтит как покровителей семьи и брака. Их житие составляет знаменитую «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В жизнеописании, вероятно, идет речь о реально существовавших людях: Муромском князе Давыде Юрьевиче и его супруге княгине Ефросинии . Давыд Юрьевич княжил в Муроме с 1205 по 1228 годы, у них с Ефросинией было трое детей. Конец жизни князь и княгиня муромские провели в монастырях под именами Петр и Феврония. Они скончались в один день и впоследствии были похоронены рядом.

Повесть о Петре и Февронии довольно затейлива, это произведение толкуют по-разному. Подробнее с его непростым содержанием можно ознакомиться на сайте, посвященном этим святым , а также на портале «Православие и мир» . Но, как бы ни толковали это произведение, главное в нем - это любовь и верность, которые оказались сильнее предрассудков, болезней и даже смерти.

День Петра и Февронии в славянской традиции

Петру и Февронии на Руси молились о семейном счастье и о рождении здоровых детей. Примерно с этого дня начинался летне-осенний период свадеб, однако венчаться было еще рано: нужно было дождаться окончания (который заканчивается 11 июля). Однако как в старину, так и сейчас считается, что именно на Петра и Февронию заключаются самые крепкие и счастливые браки.

В начале июля как раз в день этих святых на Руси было принято начинать первый покос. (Пробный покос делали на , то есть 5 июля).

Кроме того, это время, когда можно безбоязненно купаться, поскольку водяная нечисть уже крепко спит на дне водоемов (см. обряды и поверья на ). А вот нечистая сила, которая бродит по земле, на Петра и Февронию, по поверью, набирала основную силу. Поэтому считалось, что 8 июля нужно соблюдать особую осторожность, отправляясь в леса и в поля.

Поверье связано с тем, что в это время все, что растет на земле, входит в полную силу. А поскольку история Петра и Февронии содержит эпизод борьбы с ядовитым змеем, на Руси верили, что именно 8 июля - день ведьм, оборотней, колдунов, домовых, лесовиков и прочей нечисти, гуляющей по земле, лесам и полям.

День Петра и Февронии - это самая макушка лета, с этого времени отсчитывалось еще сорок жарких дней.

День семьи, любви и верности: история праздника

Праздник День семьи, любви и верности появился в России в 2008 году. В марте 2008 года Совет Федерации одобрил учреждение нового государственного праздника, который первоначально назывался «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья», а потом получил нынешнее название. У праздника есть свой символ - ромашка.

Хотя День семьи имеет православные корни, он отмечается всеми конфессиями, а также людьми, равнодушными к религии. Это подтверждается тем, что 8 июля и ближайшие к этому дню выходные чрезвычайно .

Также в этот день лучшие российские семьи, в первую очередь многодетные, награждаются почетной медалью «За любовь и верность». Награждение как правило проводится в Кремле.

8 июля в России официально объявлен Днем Семьи, Любви и Верности. Праздник этот – новый, появился он в 2008 году, и до сих пор не слишком прижился в народе, но при этом весьма уважаем на государственном уровне. Почему же так получилось?

Наш ответ Валентину

День Семьи, Любви и Верности изначально – праздник искусственный, «спущенный «сверху». Задуман он был как «наш ответ» Дню святого Валентина, который хоть и пришел из Европы – но, тем не менее, быстро прижился в народе и вовсю отмечается молодыми влюбленными парочками.

Легкомысленный влюбленный Валентин с его плюшевыми сердечками и шоколадками не вписывается в те традиционные ценности, которые сегодня так активно навязываются россиянам. Поэтому каждый год 14 февраля то тут, то там периодически случаются приступы «антивалентинного» настроения. То в школах запретят сердечки друг другу дарить, то порекомендуют убрать легкомысленную атрибутику с витрин, то какой-нибудь консервативный деятель разразится тирадой и обвинит Валентина в разврате.

Ну а чтобы переключить внимание россиян с плюшевых сердечек на духовные скрепы, в 2008 году был введен наш вариант праздника – романтичного Валентина предложили заменить на суровых Петра и Февронию Муромских. Ведь всякие там влюбленности – это не по-нашему. По-нашему – это тяжелый супружеский быт, совместное ведение хозяйства и верность долгу.

Почему же были выбраны именно Петр и Феврония – местночтимые святые, о которых до этого мало кто знал за пределами родного Мурома? Скорее всего, причина в том, что в самом Муроме день этих святых отмечался как День Семьи еще с начала 1990-х годов. Чтобы не придумывать ничего нового, региональный праздник распространили на всю страну.

Петр и Феврония – супружеская пара, прославившаяся не только своей праведной жизнью, но и любовью друг к другу. В супружестве жили они душа в душу, в старости приняли постриг и молились о том, чтобы умереть в один день. Просили похоронить их в одном гробу – и даже заранее заказали двухместный гроб. Бог услышал их молитвы – они действительно скончались одновременно, в 1228 году – 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю.

Хоронить их в одном гробу наследники сочли неприличным, положили в разные. Однако на следующий день с удивлением обнаружили, что супруги чудесным образом оказались вместе. Кстати, сказочное «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - это прямая цитата из «Повести о Петре и Февронии Муромских» - одного из шедевров древнерусской литературы XVI века.

Казалось бы, что в этой истории может вызвать скептические усмешки? Жили люди, любили друг друга до самой смерти – хорошо же! Но давайте вчитаемся в эту историю.

История Петра и Февронии

Сейчас уже никто не скажет точно – были ли Петр и Феврония местными фольклорными персонажами, или же у них были реальные прототипы. По официальной версии, имена святых Петра и Февронии связаны с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей.

Петр был младшим братом князя Павла Юрьевича, правившего в Муроме. Случилась у Павла беда – к его супруге повадился летать поганый Змей. Притворялся Павлом и вынуждал к неприличному. Сама княгиня понимала, что под личиной ее мужа скрывается какая-то гадость, но сделать ничего не могла. Тяжела бабья доля!

Отчаявшись, бедная женщина нажаловалась мужу. Тот велел жене узнать у злыдня тайну его смерти. Змей, как и положено отрицательному персонажу, был глуп и болтлив. Похвастался, что убить его можно только рукой Петра с помощью Агрикова меча.

Разумеется, Петр решил помочь брату. Нашел Агриков меч, выследил змея и зарубил его. Но капли ядовитой крови, попавшие на кожу героя, прожгли в ней язвы. У Петра началась проказа. Излечить ее никто не мог.

А вот дальше начинается самая интересная часть истории. Во сне Петру было открыто, что ему поможет дочь рязанского бортника, травница Ефросинья, славящаяся своей добротой. Герой отправился к ней, и «добрая» девушка поставила условие – вылечу, если потом на мне женишься. Ну, в самом деле, зачем лечить героя-змееборца за просто так!

Разумеется, князь был готов пообещать что угодно. Однако после излечения тут же сбежал – не хотелось ему жениться на крестьянской девке. Но добродетельная и благочестивая Феврония была не так-то проста. Она оставила на теле Петра малюсенькую, почти незаметную язвочку, что называется, для подстраховки. И вскоре болезнь разыгралась с новой силой. И Петр снова отправился на поклон к Февронии.

История, в целом, стара как мир. И барышня молодец, не растерялась. Но причем, скажите на милость, здесь любовь? Петру попросту некуда было деваться – пришлось жениться, и жить с ней долго и счастливо, и даже умереть в один день – всяко лучше, чем сгнить от проказы.

День Семьи

Возможно, организаторы праздника не вчитывались в эту историю. Или не придали значения этим некрасивым нюансам, сочтя их народным вымыслом. Так или иначе, Петр и Феврония были объявлены образцовой супружеской парой, примером для подражания и покровителями всех русских семей.

В начале 1990-х годов в Муроме было возрождено почитание святых Петра и Февронии. Власти города сделали их праздник своего рода туристической достопримечательностью, а в начале 2000-х годов даже перенесли на эту дату День города.

Все эти годы местная администрация пыталась заменить День Святого Валентина Днем Петра и Февронии – но успеха не добилась. В 2006 году городские власти организовали сбор подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», где предлагали объявить 8 июля всероссийским праздником, воспевающим семейные ценности. Инициативу поддержали региональные руководители и общественные деятели, Государственная дума, Совет Федерации и Русская православная церковь.

Всероссийский День семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля 2008 года. Организовал его Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой Дмитрия Медведева, который в то время был президентом РФ.

С этим праздником неразрывно связана и другая инициатива Светланы Медведевой – информационно-просветительская акция «Подари мне жизнь!», направленная на уменьшение числа абортов и защиту семейных ценностей. Мероприятия в рамках этой акции традиционно проводятся 8 июля.

Также в этот день во всех регионах страны проходят праздничные концерты, выставки, благотворительные ярмарки, мероприятия для многодетных семей. Супругам, прожившим в браке более 25 лет, торжественно вручается памятная медаль, «За любовь и верность».

День семьи, любви и верности получил широкую поддержку государства и церкви – но пока еще не слишком популярен в народе. У православных в это время идет Петров пост, а люди невоцерковлённые по-прежнему предпочитают День Святого Валентина со всей его легкомысленной, чуждой русскому духу, но такой милой атрибутикой.

Кстати, по задумке организаторов праздника, его символом стала ромашка, которая считается на Руси символом любви. Так что если вы хотите отметить День семьи – подарите своей половинке букет ромашек – возможно, это станет началом красивой и нежной традиции в вашей семье!

Инициатива утверждения праздника - дня супружества, любви, верности в честь православной христианской пары прозвучала от С. Медведевой, супруги Президента РФ. Феврония и ее муж Петр - образец семейных отношений: понимания, поддержки, благочестия. Немало повестей написано в их честь. По сказаниям, крестьянская дочь Феврония излечила князя Петра от недугов, после чего они обвенчались. Унаследовав княжение, бояре требовали Петра оставить крестьянку. Не желая быть разлученными, семья покинула Муром. Началась борьба за престол, в итоге боярам пришлось идти на поклон к князю . По возвращению все наладилось, усмирилось, тем самым они заслужили почет и уважение. Спустя три сотни лет эта пара была причислена к лику святых, покровителей семьи. В России этот день официально празднуют 8 июля. Праздничные события проходят в каждом городе, каждой семье. Семья - это одна из главных ценностей человечества. Символом праздника стал цветок - ромашка. Эту награду получают семьи, прожившие не один год вместе, пережившие разные события, но несмотря ни на что сумевшие сохранить любовь и верность.

Пусть семья вам дарит радость
И домашнее тепло,
Пусть царят в ней пониманье,
Уважение, добро.

И любовь и верность будут
В жизни вашей навсегда
И пусть это не изменят
Ни разлуки, ни года.

Ценностей на свете много,
Но семья главней всего.
И важней ее не будет
Ничего и никого.

Семья - это крепость, семья - это дом.
Должна быть она вам уютным гнездом!
Блаженство комфорта и лепет детей
Дороже любых самых вкусных сластей!

Любите друг друга, любите ваш дом,
Любите семью, что находится в нём.
Цените родных, уважайте, лелейте,
Теплом своих рук вы друг друга согрейте!

Желаю вам счастья на долгие годы,
Хороших друзей и прекрасной погоды.
И нежных вам чувств, и приятных мгновений,
И самых прекрасных всегда впечатлений!

Семья - это главный критерий, поверьте!
Цените семью! Берегите и верьте!
Семья - это дом, это дети, родные,
Родители славные и дорогие!

Любовь, пониманье, вниманье и ласка...
Семья - это чудо и райская сказка,
Надежность, опора, стремление, успех
И детский прекрасный и радостный смех!

Всегда пусть царит в Вашей жизни веселье,
Забота, любовь, к совершенству стремление.
Семья эталоном пусть будет всегда,
От счастья сияют пусть Ваши глаза!

Если взять
Любовь и верность,
К ним добавить
Чувство нежность,
Всё умножить
На года,
То получится -
Семья!

Семья - это важно,
Семья - это круто,
В семье однозначно
Ты нужен кому-то.
Всегда береги и цени,
Что имеешь.
Ведь если сломаешь -
Потом уж не склеишь.
Желаю тебе я
Любви и уюта,
И счастья семейного
Не на минуту,
А чтоб на всю жизнь
Его точно хватило,
Чтоб солнце тебе
Даже ночью светило!

Слова «семья, любовь и верность»
Огромный смысл в себе несут.
Там, где семья, - всегда есть нежность,
Там, где любовь, - всегда нас ждут,
А там, где верность, - доверяют
Без лишних и ненужных фраз.
Пусть эти чувства процветают
И счастьем окружают нас!

С днем семьи вас, дорогие,
Счастья, радости, любви,
Будьте верными, любите,
И друг друга берегите.

Счастливо в семье живите,
Верность искренне храните,
Вы друг другом наслаждайтесь,
И ни в чем вы не нуждайтесь!

В день семьи забудьте ссоры,
Все обиды и раздоры,
Вы друг другу улыбнитесь
И покрепче обнимитесь.

Пусть у вас все будет ладно,
В доме теплом - дружно, складно,
Чтобы много лет чудесных
Были вы, конечно, вместе!

Первейшая ценность в России - семья!
Очаг дома греет, всегда нас любя.
За руки возьмутся родные мои,
Дружнее не сыщешь на свете семьи.
Радость и смех окружает нас всех,
А вместе нас ждет непременно успех,
Верность, любовь и улыбки сердец.
Об этом мечтает каждый отец!
Каждая мать охраняет покой!
Ребята, цените, вам счастье дано -
У каждой семьи есть, конечно, оно!

В понедельник, 8 июля 2019 года, россияне в 12-й раз отметят День семьи, любви и верности. Этот государственный праздник был учрежден в 2008 году Советом Федерации по предложению Светланы Медведевой, супруги Дмитрия Медведева, который с 2008 по 2012 годы занимал пост президента РФ. Ежегодно 8 июля Русская православная церковь чтит память Муромских чудотворцев святых Петра и Февронии, которые являются покровителями семьи и брака.

Почему многие пары женятся в День семьи, любви и верности?

Большое количество пар считает, что заключение брака 8 июля сулит долгую и счастливую семейную жизнь. Обвенчаться в День памяти святых Петра и Февронии нельзя, так как этот день приходится на Петров пост, во время которого церковное таинство не проводится. Но гражданские церемонии в ЗАГСах в День семьи, любви и верности с каждым годом приобретают все большую популярность.

Несмотря на то, что в 2019 году 8 июля приходится на понедельник, традиционно выходной день в ЗАГСах, в Москве расписаться в этот день смогут 16 пар. Церемонии пройдут во Дворце бракосочетания № 3, который перешел на ежедневный режим работы, как рассказала агентству городских новостей «Москва» начальник управления ЗАГС Москвы Елена Ефремова. Она также отметила, что большой ажиотаж у желающих пожениться вызвали предпраздничные даты: пятница, 5 июля, и суббота, 6 июля. На эти дни столичные дворцы бракосочетания приняли более 1,3 тыс. заявлений.

Почему Петр и Феврония считаются покровителями брака?

Сведения о святых происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую в середине XVI века составил инок Ермолай Прегрешный по заказу митрополита Макария. Этот памятник древнерусской литературы был создан в связи с канонизацией Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году, в его основе — муромские устные предания.

Согласно сказанию, Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр убил огненного змея. На месте следов крови змея, попавшей на тело Петра, образовались язвы, будущий князь заболел страшной проказой, излечить которую не мог никто. Однажды Петру приснился сон, в котором ему открылось, что исцелить его сможет дочь бортника, крестьянка села Ласково в Рязанской земле по имени Феврония. Князь отыскал девушку, и она его вылечила.

После этого Петр женился на девушке, однако местные бояре отказались признать княгиню в простолюдинке. Они поставили условие перед Петром: либо оставь жену, либо откажись от княжения. Князь не смог оставить Февронию и вместе с ней отправился в изгнание. После этого в Муроме началась смута, и бояре сами попросили Петра вернуться и продолжить княжение. Князь восстановил порядок в городе, а Феврония со временем смогла заслужить любовь его жителей.

Княжеская чета вела праведную жизнь, а в преклонном возрасте они приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога о том, чтобы умереть в один день, и завещали положить их тела в один гроб. 8 июля (по старому стилю — 25 июня) 1228 года Петр и Феврония скончались в один час, каждый в своей келье. Их тела положили в разных обителях, так как погребение в одном гробу было невозможно из-за монашеского статуса. Но, как гласит сказание, произошло чудо: на следующий день их тела обнаружили лежащими в одном гробу. Петр и Феврония были погребены в Муроме, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Предания о чудесах муромского князя и его жены были очень популярны и передавалась из поколения в поколение, а сами святые стали почитаться как покровители семьи.

Петр и Феврония Муромские. Фото: Public Domain

Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с князем Давидом Юрьевичем, правившем в Муроме с 1205 по 1228 годы, и его супругой Евфросинией . Согласно летописям, Давид принял монашеский постриг с именем Петра.

Как отмечают праздник?

Православные христиане в этот день ходят в храмы, чтобы помолиться Петру и Февронии о благополучии в семье. Паломники устремляются в Муром, чтобы поклониться мощам этих святых: они находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого женского монастыря. В Муроме и других городах России в День семьи, любви и верности проходят концерты, организуются театральные представления, реконструкции сцен из жизнеописания Петра и Февронии, различные ярмарки и фестивали.

В День семьи, любви и верности также принято дарить ромашки. Этот цветок стал символом праздника по предложению Светланы Медведевой. Ромашка является самым распространенным летним цветком на русских просторах и олицетворяет чистоту, надежность и верность. Ежегодно 8 июля семейным парам, прожившим вместе четверть века и более, вручается памятная медаль «За любовь и верность». На ее лицевой части изображен цветок ромашки, а на обороте — святые Петр и Феврония.

Как День семьи, любви и верности будут отмечать в Москве в 2019 году?

По словам руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского, с 7 по 9 июля в столице пройдет 314 мероприятий. Праздничная программа запланирована в парках, домах культуры, музеях и библиотеках.

В воскресенье, 7 июля, основное празднование состоится в музее-заповеднике «Царицыно». Там будут организованы спортивные эстафеты и различные мастер-классы, например, по росписи сувениров, фигурному вырезанию овощей, мыловарению. Кроме того, в «Царицино» пройдет концерт с участием популярных исполнителей, среди которых — семья Маликовых и Лариса Долина . Закончится праздник церемонией вручения медали «За любовь и верность».

Также 7 июля в парке «Зарядье» пройдет исторический бал. В понедельник, 8 июля, в девяти столичных кинотеатрах бесплатно покажут мультфильм про жизнь Петра и Февронии. Во вторник, 9 июля, в музее-заповеднике «Коломенское», в храме Воскресения Господня, пройдет уникальный концерт хорового пения. Расписание праздничных мероприятий в столице опубликовано на

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх