Что такое сабантуй? История возникновения праздника сабантуй Как переводится сабантуй

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем...

В XIX веке сабантуй был уже просто веселым, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. Сабантуй в настоящее время

Сабантуй был повсеместным, любимым народным праздником. Именно поэтому он не прерывает своего бытования и в современности. Только тяжелое время войны, на время приостанавливало его проведение. Но любовь к сабантую такова, что как только возвращалась мирная жизнь, народ снова собирался на свой праздник.

Правда, изменившиеся условия жизни не могли не отразиться на нём. Исчезли локальные различия, наблюдавшиеся в традиционном быту. Это выразилось, во-первых, в том, что едиными стали сроки его проведения. Общепринятым стал более удобный срок: сабантуй повсеместно празднуют летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряжённом летнем сезоне.

В целом характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, а на следующей неделе проводится районный сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели,— в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели.

Во-вторых, сложилась единая форма праздника, чего опять-таки не было в традиционном быту. Это проявилось в

сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов.Анализ показывает, что из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» — дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно-культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 20-х и 30-х годов. Известно, что в те годы многие народные обряды объявлялись религиозными. И вот эти обряды, связанные со сбором продуктов, и были отнесены к такому разряду. Кроме того, сбор продуктов стали считать побирательством.

Следующей характерной чертой современного сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к национальному празднику. Это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. И уже как национальный татарский праздник его стали праздновать и в тех городах, где в процессе миграции появлялся значительный контингент татар, например, в Москве, в Нижневартовске.

Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей, бaшкир.

Сабантуй как государственный праздник

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Современный сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности — это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье и дни сабантуя не бывает приезжих. В каждом селе создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где народу больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.

Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков — эйбер жыю, яулык жыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. С весёлой песней юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Интересно отметить, что подарки дают и приезжие гости. Юноши благодарят одаривающих песнями.

Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи — яшь

килен. По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка. Традиционным является и сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.

Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько собралось вещей.

Одно из браных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место типа небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть. Выступление певцов, танцоров — участников художественной самодеятельности. После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то

есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана. Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба — кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги. Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, которые проводятся в это же

время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что любой присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на расстоянии от села, то нередко здесь на лужайке, устраиваются семейные чаепития зa самоваром, который берут с собой.

После окончания соревнований на майдане народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища — кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерний сабантуй. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время нередко в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Нью-Йорк, Сан Франциско, Берлин, Монреаль, Прага и многих других.

Во время своего визита в Казань Генеральный директор ЮНЕСКО поддержал инициативу о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

1. Наиболее раннее упоминание Сабантуя в письменных источниках относится к 1292 году. Однако истоки праздника берут начало в древних обрядах поклонения богу солнца и неба Тенгри. На площади собирался народ, чтобы принести жертву богу Вечного Неба - Тенгри и просить хорошего урожая. С принятием Ислама в 922 году, Сабантуй утрачивает сакральный смысл языческого культа и становится праздником начала сева.

2. Слово сабан в переводе с татарского имеет несколько значений: плуг, яровые культуры, весенне-полевые работы, а слово туй – праздник. Поэтому «сабантуй» смело можно перевести как успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

3. По мнению многих специалистов, раньше этот праздник назывался Сабатуй, от слова саба . Саба - емкость из козьей или бараньей шкуры, незаменимая при перемещении на лошадях, для хранения кумыса и прочих напитков. Например, некоторые из сибирских татар по сей день называют Сабантуй - Саба-туй.

4. Сабантуи известны своими состязаниями среди богатырей, наездников, борцов, лучников. Например, соревнования на самого меткого стрельца, борьба на кушаках, бег с коромыслами, бой мешками на бревне и так далее. В общем, на празднике отличная возможность проявить все свои физические качества и таланты.

Описание фотографии

5. На огромном древнем евразийском степном пространстве спортивные игры были как локальными, так и всестепными . На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи от Тихого океана (Китай), Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе, военные.

6. Есть мнение, что Сабантуй был прототипом греческих Олимпийских игр и даже не исключается, что общестепные спортивные состязания были привнесены в греческую культуру через киммерийцев (восточноевропейские кочевые племена).

7. В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

Кстати!

Описание фотографии

14 июня с 12 часов дня в Центральном Парке Новосибирска пройдет Межрегиональный праздник «Сибирский Сабантуй – 2015»! В программе:

выступление артистов из Республики Татарстан,

национальная борьба «Көрәш»,

игровые площадки с народными забавами,

конкурсы на оригинальное блюдо,

выбор Мисс – Сабантуй 2015,

состязания на ловкость и силу,

праздничный концерт и многое другое!

Языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат - «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - Агапайрем .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так ещё в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан , прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада [ ] . В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» - «День Сабантуя» .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя .

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя , то у восточных проводился после.

Сабантуй в настоящее время

Изменение традиций

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодёжных играх.

Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары (село Карино Слободского района Кировской области , татары-мишари Нижегородской области и др.), и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в Москве , в Нижневартовске , в Мегионе .

Участие в сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские , удмурты , мари , чуваши , башкиры .

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру.

Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул , Лейпциге, Риге и многих других.

Необходимо отметить, что в Башкортостане некогда популярный праздник все больше выходит из моды у населения, что вероятно связано с анахронизмом времени проведения сабантуя. Посев (а точнее закапывание семян в землю) с учётом крайне засушливых погодных условий в республике в последние годы является самым первым, но далеко не ключевым этапом сельскохозяйственного сезона. Так в 1998 году сабантуй в Башкирии проводился в то время, когда большая часть всходов из-за жесточайшей засухи в мае и июне того года уже погибла на корню. В связи с этим в сознании сельского населения Башкирии более разумным видится проведение главного сельскохозяйственного праздника года осенью по итогам сбора урожая. Как следствие, популярность сабантуя как праздника, отмечающего окончание посевной компании, все в большей степени сходит на нет. Отменены деревенские сабантуи, не проводятся сабантую в большинстве районов, а в Уфе мероприятия собирают в последние годы не более нескольких сотен человек. В Татарстане, отличающемся гораздо более щадящим климатическим режимом в плане увлажнения, вопрос переноса праздника на осень не стоит.

Порядок проведения сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приёма гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков. В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъёме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаются в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодёжь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Сабантуй

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

Президенты Татарстана и России Р. Н. Минниханов и Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Борьба куреш

Борьба с мешками

Кривой шест

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе , башк. Федераль һабантуй ) - национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

  • 2001 год - Саратов
  • 2002 год - Тольятти (Самарская область)
  • 2003 год - Димитровград (Ульяновская область)
  • 2004 год - Йошкар-Ола
  • 2005 год - Саранск
  • 2006 год - Нижний Новгород
  • 2007 год - Челябинск
  • 2008 год - Астрахань
  • 2009 год - Ульяновск
  • 2010 год - Ижевск
  • 2011 год - Екатеринбург
  • 2012 год - Владивосток
  • 2013 год - Тюмень
  • 2014 год - Томск
  • 2015 год - Красноярск
  • 2016 год - Нижний Новгород
  • 2017 год - Астрахань
  • 2018 год - Чебоксары

Всероссийский сельский сабантуй

Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар , Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.

История возникновения

татарского национального праздника

«Сабантуй».

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником у татар. Поэтому он всегда празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. И по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру.

История возникновения праздника Сабантуй

Багдада .(Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века . Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе . В -922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию . В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов , башкир , булгар , русов и хазар).

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой (единение с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”)

Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля). Теперь же – в честь их окончания (В июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным хозяйством. Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожая в новом году.

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки

«Конные скачки»

«Борьба с мешками» Прыжки в мешках

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника

Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

На дворе Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

И веселье будет длиться

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни и цветы!

Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

История Сабантуя

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в году его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада . Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг », а туй - «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых .

Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного - кызыл башлы сёлге - (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - бавырсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей .

Сабантуй как государственный праздник

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Современный сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей - сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельском местности - это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к нему заранее - убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье и дни сабантуя не бывает приезжих.

В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населенных пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где народу больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.

Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков - эйбер жыю, яулык жыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. С веселой песней юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях под Казанью подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Интересно отметить, что подарки дают и приезжие гости. Юноши благодарят одаривающих песнями.

Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен . По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д.

Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько собралось вещей.

Одно из браных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место типа небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участииков праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть. Выступление певцов, танцоров - участников художественной самодеятельности.

После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - кэрэш . Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба - кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России .

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что любой присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10-11 утра до 2-3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на расстоянии от села, то нередко здесь на лужайке, устраиваются семейные чаепития зa самоваром, который берут с собой.

После окончания соревновании на майдане народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища - кичке уен. Сейчас их иногда называют вечернийсабантуй. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время нередко в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира.

Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба

Варианты Сабантуя

Первый вариант Сабантуя

Батыр Сабантуя с призом

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .

Сабантуй как государственный праздник

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Федеральный Сабантуй

2001 год - Саратов,

2002 год - Тольятти (Самарская область),

2003 год - Димитровград (Ульяновская область),

2004 год - Йошкар-Ола,

2005 год - Нижний Новгород,

2006 год - Саранск,

2007 год - Челябинск,

2008 год - Астрахань,

2009 год - Ульяновск,

2010 год - Ижевск,

2011 год - Екатеринбург,

2013 год - ...

Всероссийский Сельский Сабантуй

IV (2013 год) - ...

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.

См. также

  • Обходные обряды

Примечания

  1. Акатуй
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. См. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.
  4. сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) « Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) « Русский язык « Classes.ru
  5. Сабантуй в Энциклопедии Челябинск
  6. Агапайрем - место встреч
  7. Балтай - праздник мёда и масла
  8. Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
  9. Тридиции народов КБР
  10. 1gb.ru хостинг - первая страница
  11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх