Какие Cпасы отмечают в августе? Спас году когда будет

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Одни из самых любимых праздников славян - это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.

В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями. Чтите древние традиции и не забывайте нажимать на кнопки и

09.08.2016 02:05

Последний из трех Спасов всегда Ореховый. Этот праздник включает в себя как религиозные, так и...

В праздновании Медового, Яблочного и Орехового Спаса тесно переплелись народные и христианские традиции. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". Дата каждого из них остается неизменной из года в год.

Также Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

Медовый

Медовый Спас отмечается 14 августа — это один из древнейших праздников, который свидетельствует о начале сбора меда на пасеках. Люди считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, и соответственно спешили собрать его вовремя.

Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.

Причем подобные традиции можно встретить у многих народов мира.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

Священники в этот день проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

К тому же Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

Отличный заряд бодрости подарит ложка меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Но следует помнить, что подобный ритуал можно себе позволить только в Медовый Спас. Обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

В этот день также следует освятить целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и третье название спаса — Маковей. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие. Поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный

Яблочный Спас отмечают 19 августа — по православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю — с проводами лета.

Обычно в такое время начинается сбор урожая в садах, отсюда и название — Яблочный Спас. Также существует в народе поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Традиционно в утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

© photo: Sputnik / Grigory Sisoev

Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освещения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

Считается, что в Яблочный Спас, эти привычные для нас фрукты обретают некую магическую силу. На столе в каждом доме обязательно должно присутствовать блюдо из яблок. В этот праздник обычно молятся за детей.

Также многие верят, что по погоде в этот день можно узнать, какими будут осень и начало зимы. Дожди обещали снежную зиму, а солнечный день предвещал ясный и морозный январь.

В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева. От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависело благополучие в будущем, закладывались основы грядущего урожая.

Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Хлебный или Ореховый

Третий Спас церковь отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы. Этот Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

В некоторых селах до сих пор существует обряд — хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой. Таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет необходимости. К этому времени пост уже закончится и выбор меню зависит только от ваших желаний и предпочтений. Можно испечь хлеб по оригинальному рецепту, приготовь блюда, в которых используются орешки.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

По традиции в этот день дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У Третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас. Это название уходит своими корнями в христианскую традицию. Считается, что некогда к Христу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного в ту пору владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Он передал этот кусок ткани князю, тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа.

С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира. В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

Конечно же, существовало множество примет и обрядов, связанных с Третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви; горький орех — любимый будет изменять; если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой оказался — быть беде.

С приходом Третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Август богат на народно-православные праздники, связанные в славянской традиции не только со значимыми для христианства датами, но и с проводами лета. Особо любимы в народе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый , который иногда называют Третий спас.

Когда отмечается Медовый спас

Медовый спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю). С этого дня начинался сбор меда и его освящение. Установлен праздник в конце XIV в честь Происхождения древ Креста Господня.

Традиции праздника

С Медового спаса начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю. Названия этим дням даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). В народной традиции значение слова «спас» и «спасаться» близки, поэтому в это время, когда действуют ограничения Успенского поста, надо спасать себя дарами природы, употребляя в пищу мед, яблоки, орехи, хлеб, и т.д.

На Медовый спас в храмах освящают мед нового сбора. Считается, что после этого мед можно употреблять в пищу. Освященному первому меду приписывались целебные свойства. В этот день пекут медовые пряники и коврижки, на стол подаются блины с маком и медом, пироги, булочки и плюшки с маком.

Также 14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев , погибших за веру в Древнем Израиле. По созвучию в народной традиции считается, что Маккавеи как-то связаны с маком, который к этому времени как раз созревает. Поэтому помимо меда в эти дни на столах всегда было угощение с маком - на Руси пекли постные маковые пироги мачники, маканцы, рулеты, булочки и пряники с маком и медом. Блины было принято обмакивать в маковое молочко - маково-медовую смесь, которую готовили в специальной посуде. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, хоровых песен и загадок. В этот день, один из последних дней отдыха перед осенней страдой, молодежь гуляла, водила хороводы, девушки осыпали парней маком и т.д.

Спас на воде или Мокрый спас

В этот день в православных храмах совершается малое освящение воды (поэтому праздник и называют Спас на воде или Мокрый спас). Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на природные водоемы и к родникам для освящения воды. Несмотря на формальный запрет на купание после (2 августа), на Мокрый спас после крестного хода было принято купаться в освященной воде. Также в освященной воде купали домашний скот, считалось, что это отличное средство от болезней и сглаза. А вот после Мокрого спаса уже окончательно переставали купаться - вода становилась холодной и нечистой, птицы замолкали и готовились к отлету, а сельские жители переключались с летней полусвободной жизни на трудовые будни осенней страды.

Приметы и поговорки на Медовый спас

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас - первый сев.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
  • На первый Спас и нищий медку попробует.
  • Мачок с медом - усы оближешь.
  • Черен мак, да бояре едят.
  • Рад Яков, что пирог с маком.
  • Поминаючи мак, не прогневайся и так.
  • На тычинке городок, в нем семьсот воевод (загадка про мак).
  • Также считается, что на Первый спас замаливаются (прощаются) все «бабьи грехи».

Когда Яблочный и Ореховый спас в 2016 году

  • Яблочный спас (Преображение Господне) отмечается 19 августа 2016 года.
  • Третий спас (Ореховый спас, Хлебный спас) отмечается 29 августа 2016 года.

Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей .

Дата празднования праздника Ореховый Спас

С давних пор у славян были летние праздники, связанные со жнивой, проводами лета, встречей осени и зимы. С принятием христианства они обрели новое значение, традиции и обряды.

Ореховый или Третий Спас отмечают 29 августа по новому стилю. В этот день была передана нерукотворная икона, которую создал сам Сын Божий, в Константинополь (944 год). Это постоянная дата, каждый год Ореховый Спас празднуется в один и тот же день — 29 августа и в 2015 году, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и во всех последующих годах.

Умываясь, Иисус обтер лицо полотенцем, где и был запечатлен Его образ. В связи с этим, праздник называют еще Нерукотворным Спасом. Еще одно название – Спас на Холсте. Перед этим праздником люди отмечают Успение, связанное с окончанием сбора хлебного урожая. Ореховый Спас называют также Хлебным Спасом.

Ореховым его называют потому, что к этому дню приходится созревание орехов, начинается их сбор. В этот праздник провожают лето, чествуют осень. Такого размаха, как на празднование Яблочного и Медового Спаса, люди, особенно деревенские, позволить себе не могут – слишком много еще нужно успеть сделать при подготовке к предстоящей осени и зиме. Но найти время на выполнение обрядов и традиций находили всегда.

Традиции на Ореховый Спас

На Третий Спас нужно посетить церковь, посвятить воду, она обретет целебные свойства. Святят также пищу – хлеб, фрукты, овощи.

В старину сбор орехов начинала уважаемая в селении женщина, и только потом в лес отправлялись остальные женщины. Они приносили урожай на заранее расстеленный ковер, а потом устраивали песнопения, танцы. Гуляния, уже вместе с мужчинами, длились до рассвета.

Заготовка орехов – одно из первоочередных занятий для людей в это время. Считается, что чем больше орехов приготовлено на зиму, тем богаче будет урожай пшеницы в будущем году. Поэтому в народе говорят, что под орехи нужно готовить мешки.

На Ореховый Спас принято кушать много орехов. Их можно добавлять в любые блюда, выпечку, готовить из них сладкие десерты. Предварительно их нужно посвятить в храме.

Из орешника принято изготавливать веники для бани – они обладают целительными свойствами. Если кто-то из семьи заболеет в грядущем году, с помощью этих веников можно избавиться от любой хвори. Прежде чем срезать их с дерева, нужно попросить у него прощение. Срезая, нужно произносить молитву (любую), а закончив процедуру, обязательно сказать дереву слова благодарности. Из этих же веток изготавливают талисманы, обереги, амулеты. Сделанный из них крест вешают над входом в жилище, чтобы он защищал его обитателей от плохого глаза, порчи, нечисти. С этой же целью веткой ореха чертят круг вокруг дома.

На Третий Спас крошками испеченного хлеба нужно покормить ласточек. Считается, что они, улетая, встречаются с душами умерших. Накормленная птица передаст послание живых мертвым.

Ореховый Спас во все времена был днем ярмарок. На них продавали не только продукты, но и ткани. Из купленной материи женщины шили одежду для своего самого младшего ребенка. Она приносит здоровье и успех.

Этот праздник – лучший день в году для торговли.

На Хлебный Спас принято святить в церкви разные материалы, вещи, выполненные рукодельницами вручную.

Люди пекут хлеб не только для своей семьи, но и раздают его бедным.

В день праздника нужно обязательно что-нибудь купить – сувенир, вещь, статуэтку и т.д. В противном случае, в следующем году будут финансовые проблемы. Покупка не обязательно должна быть дорогой.

Одна из традиций на Третий Спас – чистка колодцев.

С этого дня перед ужином в старину начинали зажигать лампады и свечи, чтобы не принимать пищу в темноте.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх